vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Categories:

Александр Марков: "Коэволюция мозга и культуры" (видео)



Александр Марков: "Коэволюция мозга и культуры"
1 769 просмотров

Центр Архэ
Опубликовано: 1 мар. 2019 г.

Лекция состоялась в научно-популярном лектории центра "Архэ" (http://arhe.msk.ru) 6 февраля 2019 года.

Лектор: Марков Александр Владимирович — доктор биологических наук, палеонтолог, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ, популяризатор науки. Лауреат (2011 год) главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». Лауреат (2015 год) премии «За верность науке» Министерства образования и науки РФ в категории «Популяризатор года».

Выяснение причин и механизмов трёхкратного увеличения мозга в ходе антропогенеза – одна из главных задач эволюционной антропологии. Почему это случилось именно с родом Homo, но не с другими человекообразными обезьянами?
В лекции будут рассмотрены предварительные итоги наших попыток разобраться в этом вопросе при помощи компьютерной модели, которая была нами разработана специально для оценки работоспособности и выявления областей применимости нескольких популярных гипотез: «социального мозга», «макиавеллиевского интеллекта», «мозга для кооперации», «мозга для социального обучения», «культурного драйва» и ряда других.
Моделирование показало, что при соблюдении определенных условий может стартовать автокаталитический процесс коэволюции мозга, социального обучения и культуры, не нуждающийся для своего поддержания в каких-либо внешних стимулах. Наиболее мощным катализатором роста мозга может стать развитие «дорогостоящих» (то есть требующих большого мозга) механизмов социального обучения, толерантных к сложности передаваемой информации (то есть позволяющих относительно легко передавать сложные знания).
Данная лекция, формально являющаяся дополнением к курсу «Эволюция человека», рассчитана на подготовленную аудиторию (биологов, антропологов и людей, прослушавших курс «Эволюция человека») и по своему формату будет соответствовать не популярной лекции, а докладу на научном семинаре.


Комментарий автора:

Alexander Markov
5 hrs ·
Выложена видеозапись моего доклада про коэволюцию мозга, социального обучения и культуры.
Во время учебного семестра, к сожалению, у меня физически нет времени этим заниматься, но в июне я планирую и очень надеюсь довести эту работу до состояния хотя бы черновика статьи.

Marina Moscowska
Очень интересный эксперимент! Получается, что без межгрупповой конкуренции никак не обойтись, я правильно понимаю? А можно ли сказать, что при неограниченном ресурсе преобладает стремление к крайнему индивидуализму и стремление к сотрудничеству ( а значит, и язык) пропадает? Буду ждать дальнейших результатов

Alexander Markov
Не совсем. Мозг, социальное обучение и культура могут развиться и без межгрупповой конкуренции, но в более узком диапазоне условий. Проще говоря, развитие всего этого без МГК будет намного менее вероятно, чем с МГК. И да, при отсутствии МГК мозг может расти только ради "эгоистических", индивидуалистских мемов. Но и этого может хватить для развития языка. А при неограниченном ресурсе в модели будет происходить неограниченный рост численности популяции.


Комментарии:


ROMPJ
7 часов назад (изменено)
Остроумная модель, огромное чутье автора видно за ней. Мне интересно, ведь модели не придумываются "целыми" сразу, результаты гонят туда "где им назначили свидание" (и в этом нет ничего плохого, физики так же работают).. так вот.. в каком порядке вводились и изобретались параметры модели? Почему это никогда не раскрывается при представлении модели? Мне кажется это должно быть важной информацией в мире "системного моделирования", тем же физикам метод эксперимента не менее важен чем результат.


zezamar al
5 часов назад (изменено)
Великолепно! А ведь эту же самую модель можно приложить и к эволюции общественных формаций если врубить межгрупповую конкуренцию... и рост количества доступных ресов с развитием культуры)) Просто обалденный доклад. ВО!!! Вспомнил наконец что же мне это напоминает - автоволновые процессы. Взаимодействие волн информации передаваемых генами и культурой.


Семёнов Максим
2 часа назад (изменено)
Суперсский доклад-лекция!
Касательно причин увеличения макиавеллевских мемов при увеличении продолжительности жизни, на 1:33:55, хочу обратить внимание на интуитивно понятную взаимосвязь здоровья и заботы о себе, т.е., себялюбия, т.е., эгоизма.
И вот, ещё, на что хочу обратить внимание - на зависимость некоторых мемов друг от друга. Есть, например, множество мелких мемов, эфективность которых основывается на знании других мемов, которые иногда, на порядки крупнее, чем эти мелкие.



Борис Неумирал
37 минут назад
Просмотрел на одном дыхании.
Очень хочется увидеть прогон этой модели с привязкой к числу Данбара. Т.е. Макисмальное количество социальных связей( сейчас в среднем 150) и что немаловажно постепенному увеличению этого числа.( говорят что в соцсетях эти коэффициненты становятся выше), а также в раннем возрасте соцсвязей было меньше.


tor ist
2 часа назад
Вот это и есть настоящая наука! Моделирование, масса изменяемых параметров, интересные пересечения с реальной антропологией. Просто 2 часа удовольствия.


55garegin
3 часа назад
Все высосано из пальца, причём иностранного, судя по засоренности языка.
Tags: автор - Марков, видео, коэволюция, коэволюция мозга и культуры, культура, лекция, мозг, эволюция
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments