vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Category:

Стандартная формулировка художественного противоречия

Из книги Юлия Мурашковского "Биография искусств", отрывок из главы 11. Три шага к решению.

Отношение к противоречиям является очень точным критерием
культуры ума. Даже, собственно говоря, его наличия.

Э.В.Ильенков

Противоречие...
Но если для любой другой науки противоречие — признак тупика, то для ТРИЗ — живительная влага. ТРИЗ — наука о решении противоречий.

Впервые принципы решения противоречий в системах (тогда только технических) сформулировал автор ТРИЗ — Г.С.Альтшуллер. [Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. Тамбовское книжное изд-во. 1961.] Мы же сейчас рассмотрим, как все это выглядит в системах художественных.

Итак, противоречие — это ситуация, при которой выигрыш в одном качестве сопровождается явным и недопустимым проигрышем в другом.

Условимся такую ситуацию в ХС называть художественным противоречием (ХП).

...

В практике к противоречиям обычно применяют три подхода.

1. Компромиссный. Стараются не слишком усиливать выигрыш в одном качестве, чтобы не слишком проигрывать в другом. Если задача не содержит противоречия, то компромиссный путь, несомненно, хорош. Скажем, если бы нам надо было не передать ощущение легкости, а несколько сэкономить стройматериалы. Тогда бы мы сделали стену чуть потоньше, но так, чтобы она не уронила перекрытие. В задачах же, содержащих противоречие, компромисс — это всегда двусторонний проигрыш. Сделаем стену средней — и ни должной легкости не получим, ни гарантий удержания перекрытия.

2. Экстремистский. Сохраняют или усиливают одно качество за счет другого. Если в задаче одно из требований к системе незначимо, не связано с потерями, то такой путь тоже вполне приемлем. Скажем, если бы требование легкости было не подготовлено всем общественным развитием, а выдвинуто каким-нибудь сумасшедшим. Тогда делаем стену толстой, "и никаких гвоздей". Но таких ситуаций практически не бывает. В реальных же ситуациях, содержащих противоречие, экстремистский подход ведет к проигрышу еще более очевидному, чем компромисс. В нашем случае это обернется либо игнорированием огромной общественной потребности, либо тем, что в угоду легкости мы будем строить один за одним "саморазрушающиеся" храмы.

3. Творческий. Сохраняют или усиливают одно свойство, но так, чтобы сохранить или усилить и другое. Этот путь почти всегда неочевиден. Такие решения всегда относят к области таланта, гениальности. Но именно через такие решения наш мир движется вперед. В том числе и искусство.

Оставим экстремизм фанатикам, "разумные компромиссы" — хитрым политикам. Мы впредь будем заниматься только творческими решениями.

А для этого вернемся к нашим противоречиям.

Существует стандартная формулировка ХП. Вот она:

ЕСЛИ (сделать нужное), ТО (хорошее следствие), НО (плохое следствие).
Tags: ТРИЗ, ТРИЗ-обуч, противоречия
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment