vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Categories:

ДОСТОЙНАЯ ЦЕЛЬ. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

(источник)

Любовь Анатольевна Кожевникова
fond@vital.chel.su


Впервые понятие Достойная цель появилось в предисловии к ЖСТЛ-1 [6]. Достойная цель определялась как главный параметр человеческой жизни. Определение не давалось, но было приведено 6 критериев, которым должна соответствовать ДЦ. Цель должна быть направлена на развитие жизни, быть бесконечной, еретичной, лежать в области отсутствия конкуренции. Это должна быть личная цель одного человека. Для ее разработки необходим обширный информационный фонд.

В 1988 году в петрозаводском сборнике "Нить в лабиринте" [5] была опубликована работа И.М.Верткина "Бороться и искать" о качествах творческой личности. Эта работа была опубликована и в последней книге Г.Альтшуллера [1]. В качестве основного требования, предъявляемого к творческой личности, выдвигалась Великая Достойная Цель. Она определялась как эквивалент человеческой жизни и определяла ее качество. Более подробно рассматриваются критерии ДЦ. Их названо уже 10. Цель должна быть новой, недостигнутой, конкретной, но иметь выход к глобальным проблемам. Она должна быть недостижимой, бесконечной и служить эквивалентом собственной жизни. ДЦ должна заведомо превышать возможности человека, берущегося за нее. Она должна быть еретичной, не иметь конкуренции, не должна быть зависимой от дорогостоящего оборудования. Это должна быть личная цель человека.

В качестве способов выбора ДЦ в этой работе отмечены опыт других людей (Пири, Амундсен) и встреча с Чудом. Под чудом подразумевалось какое-то событие или явление в жизни ребенка. Память и потрясение от этого события будут "тем движителем, который устремит к ДЦ и сделает ее единственно приемлемой, и не позволит отступиться или сдаться" [5, с. 27]. Приводятся примеры Чуда. Кеплер и Браге загорелись астрономией, увидев затмение. Шлимана поразил рисунок в книге. Амундсен прочитал книгу американского полярного исследователя Дж.Франклина. Его поразило описание лишений. Он захотел перенести нечто подобное, чтобы испытать себя.

В работе И.Верткина поставлена проблема сбора фонда Великих ДЦ. В него нужно включать цели еретичные, которые оказываются самыми плодотворными. Также показана трансформация ДЦ. Творческий рост личности характеризуется переходом от решения конкретных производственных задач к глобальным общечеловеческим проблемам. Развитие целей идет в обратном направлении — глобальные проблемы распадаются на мелкие конкретные задачи. Развитие творческих целей идет по двум направлениям — сначала выработка общей методологии, потом практическое применение выработанных целей.

Эта работа в ТРИЗ была первой по качествам ТЛ; попробуем рассмотреть, как развивались основные положения этой работы, касающиеся ДЦ. Наличие ДЦ как основополагающего качества ТЛ сомнений не вызывает. Необходимо более точно понять, что же все-таки отличает ДЦ от просто жизненной цели.

Четкого определения ДЦ нет до сих пор. И, видимо, не будет, пока не будут сняты все разногласия по критериям, определяющим ДЦ. По работе И.Верткина непонятно, как определялись эти критерии. Есть возражения по определению их. Так, в работе В.Королева [1] есть возражения по поводу определения общественной полезности цели. Слишком широкое определение приводит к неясности. В.Королев считает, что общая полезность цели развития (т.е. ДЦ) определяется как дерево задач с диалектическим противоречием. Механизм выбора ДЦ представляет собой механизм построения цели. Нужно уметь и хотеть построить дерево задач. Общественная полезность в разное время и в разных условиях может быть разной.

В работе И.Верткина [5] ДЦ определяется как недостижимая. Г.Френклах в своей работе [13] предлагает при выборе цели проверять ее на осуществимость путем простейших экспериментов и предварительных расчетов. В этом случае достижение цели будет иметь гарантированный успех. Если учесть, что один из возможных вариантов достижения цели — это постоянный надсистемный переход от цели к цели, то, вероятно, подход Френклаха не лишен основания. Интересна работа В.Соболева [12]. Предложена ДЦ (создание общества без лжи), формально отвечающая всем критериям ДЦ. Даны варианты достижения ее. Однако решениями высокого уровня их не назовешь. Видимо, полезно придумывать такие цели для того, чтобы определять цепь задачи и пути и способы их решения. Без умения решать творческие задачи ни одна цель, соответствующая всем критериям, не сможет быть осуществлена.


Выход на ДЦ

Определены два основных механизма: встреча с Чудом [1, 5] и коллекционирование [2].

Встрече с Чудом посвящены работы В.Березиной [3, 8] и И.Захарова [9]. В последней Чудо определяется как эмоциональное потрясение, обладающее эвристической силой. Это, на мой взгляд, наиболее точное определение, которое встречается в тризовской литературе.

В работе В.Березиной выявлены события, которые могут быть для ребенка Чудом — природа и ее явления; рассказы, беседы, лекции, разговоры; произведения искусства; книги и статьи; самостоятельная, взрослая деятельность и ее результаты.

Выявлены критерии, которым должно удовлетворять Чудо — необычность на фоне окружающей среды, "всамделешность", близость к границам познания или пределам человеческих способностей, близость к индивидуальности ребенка, системная взаимосвязь с предыдущими и последующими событиями.

Сделан вывод, что основой механизма формирования конкретной ДЦ является неоднократное повторение цикла взаимодействия ТЛ — наставник — Чудо. В работе поставлена проблема — как построить модель, описывающую процесс встречи ребенка с Чудом.

Постановка этой проблемы вызывает много вопросов.

Такую модель навряд ли удастся построить. Моделировать нужно, видимо, не встречу с Чудом — у каждого этот процесс происходит по-своему. Необходимо воспитывать в ребенке готовность к его восприятию. У человека под влиянием различных причин — воспитание (отсюда, значимость роли наставника), условия жизни, психико-физиологические особенности — складывается своя система мировосприятия. Мне думается, Чудо — это то, что не вписывается в эту систему, не находит объяснения с точки зрения этой системы. Чудо как бы разрушает ее. Ребенку для нормального развития нужно ощущение стабильности и защищенности. Чтобы чувствовать себя уверенно, он начинает попытки встроить новое для него явление или событие в свою систему мира. Чем сильнее Чудо ломает эту сложившуюся систему, тем сильнее у человека стремление "навести порядок", разрешить возникшее противоречие. Если это не удается, происходит эмоциональный стресс, который надолго запоминается и приковывает внимание к этому явлению или событию.

Интересно посмотреть, что считают Чудом современные дети. Такие сведения есть в работе В.И.Волкова "Воплощение техники" [14]. Часть этой работы опубликована в материалах первой рассылки конференции по ТРТЛ под названием "Прикосновение к зеркалу". Вот некоторые из этих Чудес — сквозь бетонную дорожку проросла роза; земля круглая и вертится; поставили на стол коробочку, через некоторое время из нее выскочил клоун и захихикал; увидел во сне 13 билет и получил его на экзамене; сколько бы ни ездил в трамвае без билета, ни разу не поймали; выздоровление родственника; проявление фотографии; компьютер; первый полет на самолете; прибор в больнице; первая поездка на велосипеде; спутник, похожий на звездочку и т.п. Ничего чудесного на первый взгляд в названных явлениях, событиях и предметах нет. Почему же для одного ребенка процесс проявления фотографии стал Чудом, потрясением, а для другого этот процесс не вызвал никакого интереса? Все, видимо, зависит от готовности воспринять данное явление как чудо.


Готовность к восприятию Чуда можно воспитать путем формирования гибкой системы мировосприятия во всем многообразии ее взаимосвязей, формированием умения выявлять и разрешать противоречия.

В работе И.Захарова [9] выдвинута гипотеза о том, что осознанное логически или эмоционально противоречие приводит к всплеску творческой активности и перестройке других уровней эмоциональной сферы. Противоречие является источником эмоционального творческого импульса, в результате чего возникает встреча с Чудом. Бомбар на эмоциональном уровне осознал противоречие между небольшой угрозой для жизни и громадным количеством жертв. То есть произошло осознание несоответствия существующих представлений о явлении и его реальным проявлением. Воспитать в ребенке готовность к осознанию противоречия можно включая в любой рассказ неявную творческую задачу с драматизированным противоречием. Драматизация противоречия приводит к усилению эмоциональности восприятия действительности.

В работе В.Волкова [14], о которой уже упоминалось, отмечено, что "ученики, преувеличивающие значение своего разума, не могли смириться с существованием Чуда. Разум им не "разрешал". Отсутствие или отрицание Чуда в жизни приводило, как правило, к уменьшению уровня притязаний школьника. Отсюда ясен один из возможных путей воспитания готовности к восприятию Чуда, который В.Березина образно назвала "карнавальностью". Эмоциональный всплеск позволяет преодолеть барьер, который ставит разум для осознания противоречия. И, если уж строить с детьми какие-то модели, то не самолеты, конструкции которых уже сняты с производства, а машину времени, например.

В работе Г.Альтшуллера и И.Верткина [2] назван еще один из способов выхода на ДЦ — коллекционирование. Любое исследование начинается с накопления информационного фонда. Коллекционирование — это тоже накопление своеобразного информационного фонда. Предложен универсальный ход — собирать не вещи, а идеи (например, не книги по фантастике, а фантастические идеи). Собирание идей дает возможность проследить закономерности их развития, выявить противоречия, которые приводят к развитию одних идей и отмиранию других. Для этого коллекция должна быть новой и хорошо продуманной. Однако непонятно, как заинтересовать в собирании подобной коллекции? И еще один вопрос. Общеизвестный в ТРИЗ пример коллекции А.С.Данилова [4]. Богатейший информационный фонд не был использован для создания методики выхода на творческий режим жизни. Почему?

Информационный фонд собирается под какую-то первоначальную концепцию, пусть не всегда четко сформулированную. Этим он отличается от просто коллекции, какой бы богатой и редкой она не была. Вероятность выхода на ДЦ через коллекцию, видимо, не очень велика.

Пример Бентли скорее исключение. Выход на ДЦ, скорее всего, может дать умение работать с информационным фондом — умение обобщать, классифицировать, выделять тенденции, подбирать информацию под какую-то концепцию, умение выделять и видеть информацию, выпадающую из общей классификационной схемы. Этому, к сожалению, не учат в школе. В материалах минской городской школы ТРИЗ есть идея собирать информационный фонд детских идей и фантазий. Задача — проанализировать мечты детей, соответствующие достигнутым этапам развития человечества, получить линию развития детской мечты и сопоставить ее с линией развития человечества. Потом можно будет выяснить причины, не позволившие реализоваться мечтам.

Еще одним из возможных путей выхода на ДЦ, помимо двух перечисленных, можно считать прогнозирование. Оно дает возможность определить проблемы, которые могут возникнуть у будущих поколений. Другой возможный вариант — умение выбрать из глобальной проблемы одну ключевую задачу и вычленить противоречие, лежащее в ее основе. Пример выбора цели Н.Гулиа: "...Я рассуждал так. Что нужнее всего для существования человечества? Что будет дорожать с каждым днем? Что нельзя заменить ничем другим? Что не потеряет своей важности для людей, если они даже переселятся на другие планеты? И ответ на все эти вопросы у меня нашелся один — энергия. Стало быть ею и надо заниматься". (Гулиа Н.В. В поисках "энергетической капсулы". — М.: Дет. лит., 1984). Из этой глобальной расплывчатой проблемы была вычленена конкретная задача — создание накопителя энергии.


Фонд ДЦ

В работе Г.Альтшуллера "Фонд ДЦ" [7] поставлена задача создания Фонда ДЦ как первого шага на пути к разработке общей методики выбора цели. Приведен пример ДЦ — придумать детские праздники. Отмечено, что сам по себе Фонд ДЦ не столь необходим. Необходимо разработать новую технологию выбора цели. Анализ существующих материалов показывает, что создание Фонда ДЦ, как правило, заканчивается определением области или поля возможных целей. Пример тому - работа А.Зусман [10]. Исключением является работа М.Соболева [12], в которой сформулирована ДЦ и даже определены пути ее реализации.

Судя по всему, определение области или поля возможных целей - путь тупиковый, т.к. эти области затрагивают практически все многообразие жизни, т.е. все области деятельности, связанные с существованием жизни вообще, как в материальном, так и в духовном проявлении.

В работе В.Королева [11] развитие общества определяется как следствие диалектического разрешения его противоречий. Часто эти противоречия еще не осознаются обществом. Отсюда поставлен ряд вопросов, требующих исследования:

  • каким образом и почему жизненный путь конкретного человека совпадает с направлением развития общества?

  • как сложные интересы различных слоев и групп общества находят конкретного человека?

В последние годы, судя по публикациям, интерес к теме ДЦ явно уменьшился. Думается, что в ближайшее время, навряд ли появятся какие-то крупные исследования. Вероятно, сейчас нужно собрать фонд проблем и неясных вопросов, чтобы было понятно, на чем сконцентрировать совместные усилия. Кроме этого, думается, что крайне важно собрать весь опыт, пусть даже самый небольшой, по конкретной работе над проблемами ТРТЛ.


Список литературы
Альтшуллер Г., Верткин И. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — 479 с.
Альтшуллер Г., Верткин И. Шанс на приключение //Парус. — 1988. — N3. — С. 14-19.
Березина В.Г. и др. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель /В.Г.Березина,. И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов. — СПб.: Изд-во Буковского, 1996. — 60 с.
Верткин И. Погоня за временем //Парус. — 1988. — N6. — С. 14-18.
Нить в лабиринте /Сост. А.Б.Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1988. — 276 с.
Альтшуллер Г., Верткин И. ЖСТЛ: Анализ и проектирование. — 28 с. — Рукопись деп. в ЧОУНБ 21.10.81 N 58
Альтшуллер Г. Фонд ДЦ. — Баку, 1985. — 2 с. — Рукопись деп. в ЧОУНБ 14.11.88 N 536
Березина В. Путь к ДЦ. — Челябинск, 1989. — 9 с. — Рукопись деп. в ЧОУНБ 11.11.89 N 785
Захаров И. К чуду эмоций через логику противоречий. — 12 с. — Рукопись деп. в ЧОУНБ 21.06.95 N 1864
Зусман А.В. Фонд ДЦ. — Кишинев, 1987. — 2 с. — Рукопись деп. в ЧОУНБ 26.08.96 N 1994
Королев В.А. Зачем все это? — 1985. — 6 с. — Рукопись деп. в ЧОУНБ 11.07.87 N 135
Соболев М.В. Мир без лжи. — Арсеньев, 1996. — 3 с. — (К фонду ДЦ) — Рукопись деп. в ЧОУНБ 21.10.96 N 2008
Френклах Г. О выборе ДЦ. — Израиль, 1992. — 1 с. — Рукопись деп. в ЧОУНБ 04.07.92 N 1504
Волков В.И. Воплощение техники. Гл. 1 и 2. — Барнаул, 1995. — 118 с. — - Рукопись деп. в ЧОУНБ 23.12.96 N 2022


Обзор был уже написан,
но осталось ощущение недосказанности и незавершенности. В дополнение к написанному еще несколько мыслей.

Зачем нужна ТРТЛ? Видимо, с уяснения этого вопроса нужно начинать любое исследование по этой теме. Проблемы - и уже существующие, и возникающие в обществе впервые, - все равно решаются. Решаются те самые проблемы из разных областей жизни, из которых возникают цели конкретных людей, в т.ч. и цели достойные.

Нужно ли тратить силы и время на то, чтобы развивать ТРТЛ? Изобретательские задачи до возникновения ТРИЗ тоже решались. Делалось огромное количество изобретений. Методика позволила резко повысить эффективность решений. Она давала выигрыш во времени, т.к. исключались случайные переборные варианты.

Если очень коротко определить функцию ТЛ, то она заключается в решении творческих задач. Методики решения задач есть, в частности ТРИЗ. Методики выхода на цель нет. Вероятно, для этого прежде всего и нужна ТРТЛ. И основная задача ее заключается не столько в том, чтобы искать способы и методы привлечения конкретного человека к конкретной проблеме, из которой он выберет себе Цель, сколько в формировании потребности к самостоятельному поиску такой цели.

А что, если попробовать выстроить своеобразную "периодическую систему" перспективных проблем по аналогии с периодической системой элементов Менделеева? Сейчас уже понятно, что простое перечисление проблем, из которых берутся цели, мало что дает. Тем более что проблемы эти существуют во всех областях человеческой деятельности, перечислять придется долго.

Поскольку мир, в котором мы живем, представляет собой систему, то и все проблемы, существующие в этом мире, должны выстраиваться в определенную систему. Во время обучения ТРИЗ слушателей учат по системному оператору представлять жизнь любой системы во взаимосвязях с прошлым и будущим.

Вероятно, нужно попробовать создать методику, позволяющую также рассматривать и любую сегодняшнюю проблему от прошлого к будущему и далее к фантастическому будущему (в этом может помочь регистр фантастических идей).

Если человек будет видеть перспективную панораму и взаимосвязь проблем, ему проще и свободнее будет выбрать свое место на этой сетке. Кто-то будет решать глобальные проблемы, выбирая себе еретичные цели, а кто-то будет решать какую-то под-подпроблему этой глобальной проблемы. И достижение обеих целей будет важно, т.к. из здания нельзя убрать ни один, даже самый маленький, кирпич.

В конце концов, человек чувствует удовлетворение от жизни, если у него есть цель, и он знает, как ее достичь. И, что немаловажно, он должен быть уверен, что его успех в достижении цели не носит временный характер. Что его личный успех в достижении цели дает возможность достичь успех или ему, или другому в достижении следующей цели, т.е. что вся эта работа крайне важна всем.

При самостоятельном определении человеком своего места в рамках иерархии проблем исчезнет элемент давления при привлечении его к цели. Не будет возникать противоречия в обучении творчеству, т.к. это желание будет осознанным. Будет снято негативное восприятие ЖСТЛ, т.к. не каждый готов психологически играть по максимуму, не понимая, что максимум у каждого свой, и планка у каждого стоит на своей высоте.
Tags: Великая Достойная Цель, Достойная Цель, ЖСТЛ, встреча с Чудом, коллекционирование, чудо
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment