vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Category:

Центральной в диалектике является удивительно простая «формула»

vladimir_dol пишет 16 янв, 2015 15:22 в комментарии Что я думаю о диалектике к посту Диалогическое рассуждение Е.Н.Репина о диалектической логике


"Встречаясь в последние годы с нападками на диалектику как всеобщую теорию развития, я постоянно хочу спросить критика, а знает ли он, о чём говорит?

Овладеть диалектикой трудней, чем приблизиться к богу. Её основы складывались и обретали современный облик веками, формировали мировоззрение и теоретическое мышление величайших умов человечества. Быть может, поэтому она до сих пор, остается элитарным знанием.

При этом даже не важно, на какой из общеизвестных основ (материалистической или идеалистической) разрабатывались те или иные диалектические идеи. Знаменитых представителей самых различных её школ (Гераклита, Зенона Элейского, Сократа, Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Николая Кузанского, Рене Декарта, И.Канта, Г.Гегеля, Ф.Энгельса и других) до сих пор чтит благодарное человечество.

В наши дни диалектические проблемы успешно решаются на основе материалистического и идеалистического подходов. При этом оба философских «крыла» вынуждены подпитывать себя новейшими выводами частных наук. Успехи и неудачи посещают и тех и других, не мешая одним быть гигантами, а другим пигмеями. Я специально вспомнил об этом не потому, что не имею собственных пристрастий и хочу усидеть «на двух стульях», а чтобы избежать впредь упоминания тех проблем, которые, в контексте моих рассуждений, не являются принципиальными.

Центральной в диалектике является удивительно простая «формула», которую уместно напомнить. Источником вечного движения субстанции является взаимодействие («борьба») между полагающими и одновременно исключающими друг друга сторонами вещи или процесса (диалектическими противоположностями). Это – основной постулат, ядро «основного закона диалектики».

Ошибаются те, кто считает его изобретением диалектического материализма и на этом основании пытается игнорировать. При необходимости этот вывод, уходящий своими корнями в античность, может и должен быть использован (я постараюсь показать это на конкретных примерах) в качестве эффективного средства решения теоретических и практических задач. К слову сказать, этим он мало отличается от математической теоремы, знание которой одним приносит успех, а другим – сплошные беды.

Говоря об этом основном законе и постоянно имея в виду, что он даже в самой малой доле не охватывает всех сторон диалектики, я повторюсь, но сделаю-таки одно принципиальное замечание, которое нам придётся учитывать. Суть его состоит в следующем: устойчивый, не прерывающийся катастрофами прогресс природы, общества и познания невозможен, если в «борьбе» диалектических противоположностей, присущих развивающейся вещи, одна из них в прямом смысле уничтожает другую.

Противоположную точку зрения частенько (но не всегда) отстаивал марксизм, добиваясь, к примеру, полного уничтожения частной собственности и буржуазии как общественного класса. Но особенно, в этом смысле, был непреклонен маоизм, находя в ней оправдание целой серии насильственно проводимых руководством Китая в 60-х годах ХХ века социальных чисток. Между тем, историческая практика имеет «дурную привычку» – всё, со временем, ставить на свои места. Коммунистические партии Советского Союза и Китая со временем были вынуждены отказаться от столь жесткой позиции.

Реальные процессы окружающего мира заставляют взглянуть на действие закона единства и «борьбы» противоположностей несколько иначе. Да, в процессе поступательного развития вещи (процесса) разрешение диалектических противоречий в пользу одной из сторон, вне всякой зависимости от наших желаний, периодически происходит. Но это отнюдь не означает непременного уничтожения другой стороны.

Напротив, если речь идёт не о регрессе, а о прогрессе развивающейся системы (процесса), то такое разрешение происходит гармонично и плавно, в интересах сохранения и дальнейшего развития как всей системы в целом, так и каждого из отдельных её элементов. Именно в этом, и только в этом, состоит суть основного диалектического закона. При его толковании некоторые диалектики по разным причинам (незнание, недооценка, игнорирование) не учитывали системной сущности происходящих в мире процессов, а также необходимости системного метода их исследования[1].
Tags: ТРИЗ-обуч, диалектика
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments