vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Category:

Финал прогрессивного развития общества и человека

Алексей Дмитриевич Кошелев,
монография "О генезисе мышления и языка: Генезис понятий и пропозиций. Аристотель и Хомский о языке. Влияние культуры на язык."
По наводке ivanov_petrov/

глава 3.2.8. Финал прогрессивного развития общества и человека.

Нарастающее разделение гетерогенного общества на отдельные группы по видам профессиональной деятельности обнаруживает парадоксальную тенденцию. Чем большего прогресса достигает этногруппа в накоплении знаний о мире, т. е. чем больше профессиональных групп в ней возникает, тем меньше ее члены понимают друг друга вне их обыденной жизни. В самом деле, все члены гомогенной этногруппы прекрасно понимают друг друга, поскольку они одинаково хорошо знают свой обыденный мир и обыденный язык и постоянно осуществляют обыденную деятельность, которую он описывает. Члены современного (гетерогенного) общества располагают гораздо более обширными знаниями о мире, содержащими, наряду с обыденными, псевдопрофессиональные знания, см. (3). Но эти быстрорастущие знания являются пассивными. Они поверхностны, лишены опоры на реальную деятельность и все более и более индивидуализируются — различаются у разных людей. Соответственно, различаются (прежде всего лексическом составом) и их языки (4). Поэтому современные люди в процессе языкового общения на темы, лежащие за пределами их обыденных знаний, гораздо хуже понимают друг друга, чем, скажем, индейцы пирахан, у которых псевдопрофессиональные знания и, соответственно, индивидуальные языковые различия отсутствуют.

Этот процесс хорошо иллюстрируется анализом развития сообщества профессионалов. Например, этногруппа медиков, взятая сама по себе и в начальный период своего существования, являет пример гомогенного профессионального социума, не имеющего внутри себя других специфических видов деятельности. В этом плане данный социум представляет собой аналог гомогенного племени типа пирахан и развивается сходным образом — путем расширения понятных всем медикам видов медицинской деятельности, медицинских понятий и языка. Затем, достигнув некоторого предела гомогенного развития, при котором еще «все всё понимают», гомогенный социум начинает делиться на отдельные профессиональные группы, каждая из которых принимается углубленно изучать ту или иную частную проблему (онкологические заболевания, болезнь Альцгеймера и др.). Такая группа вырабатывает свои методы лечения, представления о болезни и характере ее протекания и свой язык. Другие медики теперь лишь поверхностно и фрагментарно, т. е. «псевдопрофессионально», понимают этих своих коллег. Тем самым гомогенный социум медиков превращается в гетерогенный, повторяя путь развития исходно гомогенной этнической группы.

По мере развития гетерогенного социума в нем множатся профессиональные (в широком смысле) группы, которые постепенно все более и более отделяются друг от друга (интеллектуально, социально, культурно). Представители разных групп по многим проблемам перестают понимать друг друга. Единственное звено, объединяющее эти группы в единый социум и сохраняющее поле взаимного понимания, это обыденный компонент их деятельности, языка и представлений о мире. Как только этот компонент утрачивается или становится несущественным, гетерогенный социум утрачивает целостность и распадается. Излагаемый нами подход к социально обусловленному развитию человека в некоторых отношениях близок к учению Г. И. Гурджиева. Вот что он говорил ровно 100 лет назад (в изложении П. Д. Успенского):

  • Развитие человека идет по двум линиям — линии знания и линии бытия. При правильном развитии линии знания и бытия развиваются одновременно, параллельно друг другу, помогая одна другой. Но если линия знания слишком опередит линию бытия или линия бытия опередит линию знания, развитие человека пойдет по неверному пути и рано или поздно остановится. <…> Если знание получает перевес над бытием, человек знает, но не может делать… Иными словами… это человек, который не понимает того, что знает. <…> Понимание… это равнодействующая знания и бытия. <…>

  • Одну из причин расхождения между линиями бытия и знания в жизни, недостатка понимания, которое частично является причиной, а частично следствием этого расхождения, нужно искать в языке. <…> Язык, на котором они говорят, приспособлен лишь для практической жизни… но едва они переходят в чуть более сложную область, как они тотчас же теряются и перестают понимать друг друга, хотя и не сознают этого. <…>

  • Понятно, что для надлежащего изучения и точного обмена мыслями необходим точный язык. <…> Идея совершенно ясна, и каждая научная дисциплина пытается выработать и установить для себя точный язык. А универсального языка нет. Люди непрестанно смешивают языки различных наук и не могут установить их точные соответствия. Даже в каждой отрасли науки постоянно возникает новая терминология, новая номенклатура. И чем дальше, тем дело обстоит хуже. Растет непонимание; оно возрастает вместо того, чтобы уменьшаться; есть все основания думать, что оно будет продолжать возрастать, а люди все меньше понимать друг друга (Успенский 2014: 89–96; курсив автора).

Tags: Гурджиев, автор - Кошелев, культура, мышление, основы непонимания, понятия, язык
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment