vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Category:

Эффект социальной лени (Эффект Рингельмана)

(источник)

Эффект социальной лени проявляется в снижении индивидуальных усилий работников в процессе совместной деятельности.



Социальная лень означает, что члены группы в процессе совместной работы не затрачивают на выполнение задачи столько сил, сколько могли бы, а стараются переложить работу на плечи остальных.

Открыт французским ученым Максом Рингельманом (Мax Ringelmann). При изучении командных соревнований по перетягиванию каната и поднятию тяжестей Рингельман обнаружил, что общее коллективное усилие группы cоставляет меньше половины от суммы индивидуальных усилий, которые ее члены затрачивают в случае работы по одиночке.

Если продуктивность одного человека принять за 100 %, то двое вместе поднимут вес, который в среднем составит лишь 93 % суммарного веса, поднятого двумя по отдельности. Коллективное усилие группы из трех человек приблизительно равно 85 %, а из восьми человек – менее 50% от суммы их индивидуальных усилий.

Формула Рингельмана для определения индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С = (100 - 7) / (К - 1),

где С — средний индивидуальный вклад участников, К — количество членов группы.

Психологический эффект, открытый Максом Рингельманом, получил название «социальная лень».

Причинами социальной лени считаются:

  • Распыление ответственности в процессе совместной работы.

  • Деиндивидуализация, ощущение утраты идентичности личности, что сопровождается снижением ответственности за следование социальным нормам.

  • Анонимность вклада каждого участника совместной работы.

Социальную лень подробно исследовали в многочисленных экспериментах. Они подтвердили, что группы действительно работают ниже своего возможного потенциала.

Установлены факторы, влияющие на эффект социальной лени:

  • Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень.

  • Вероятность оценки личности работника и его деятельности со стороны других людей. Когда боязнь оценки увеличивается, возникает социальная фасилитация. Растворенность в толпе и анонимность уменьшают боязнь оценки, повышая социальную лень и ингибицию.

  • Индивидуальная ответственность за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень.

  • Групповая сплоченность и дружеские отношения между участниками. Эффект Рингельмана меньше, если совместно действуют друзья, а не чужие друг другу люди.

  • Кросс-культурные различия. Члены коллективистских культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур, ориентированных на личные достижения.

  • Гендерные различия — женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Факторы, позволяющие минимизировать эффект социальной лени в трудовом коллективе:

  • Личная вовлеченность участников группы в решение задачи;

  • Особая ценность и важность задачи, стоящей перед группой;

  • Индивидуальная ответственность члена группы за собственные результаты;

  • Личный вклад каждого в общее дело станет достоянием гласности;



Другие источники:

«Эффект Рингельмана»: Пусть работает кто-то другой. Из-за чего это происходит? + Эффект невмешивающегося свидетеля + Можно ли побороть эффект Рингельмана?

Эффект Рингельмана
Чем ещё интересен «Эффект Рингельмана», так это тем, что на протяжении ста лет он дополнялся и обрастал новыми выводами. Например, этот эффект ниже (т.е. производительность группы выше), когда делом заняты друзья, а не чужие друг другу люди. На этом дополнении сделали вывод о большей эффективности семейных предприятий.
Выявили и кросс-культурные различия. Члены коллективистских культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур, ориентированных на личные достижения. Новый вывод – работники из Юго-Восточной Азии эффективнее европейцев, а внутри Европы – скандинавы, где самый высокий уровень коллективизма.
Наконец, в последние годы нашли и гендерные различия - женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.


Изнанка эффекта Рингельмана
Также в разделе “Бизнес” мы публиковали статью “Правило Парето, или принцип 80 на 20“. В ней описан принцип Парето – 80 % результатов в группе дают 20 % её участников. Похоже на связь с Рингельманом
Tags: СОЦ-эффекты, социальные эффекты, эффекты
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments