vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Categories:

В Индии нет закона исключенного третьего. Там допускается пять правильных суждений.

Что-то в последнее время участились разговоры о правде, постправде, лжи, истине, Истине. Вот Бугаев перевёл в текст очень важное рассуждение Сергея Переслегина: Переслегин об истине в современном мире. А на мой непросвещённый взгляд великий философ запутался в трёх соснах. На мой взгляд можно говорить только об истине, а Истина - это смерть, Истина - это остановка движения, Истина - это догма, завладев правом на владение которой, некоторые идолопоклонники прольют потом реки крови.
Но кто я такой? Наброшу лучше несколько цитат из одной старой статьи другого менее известного философа.


------------------------------

Мы все, наследники средиземноморской цивилизации, склонны резко разводить свет и тьму, добро и зло. Свет — добро, тьма — зло, дух — свет — добро; материя — тьма — зло. Из этого логически следует вывод Мани: надо совершенно умертвить плоть и высвободить дух. Основные монотеистические религии осудили эту крайность — вопреки логике, следуя чутью истины, но логику они не переменили, и какие-то корешки манихейства можно проследить и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. Эти корешки заходят очень глубоко, в древние цивилизации, сложившиеся на краю пустыни, с резким переходом от возделанных полей к бесплодным пескам. И Аристотель только подвел итог, сформулировав закон исключенного третьего:

  • либо S есть Р,

  • либо S не есть Р;

  • третьего не дано.


В Индии нет закона исключенного третьего. Там допускается пять правильных суждений:

  • S есть Р

  • S не есть Р

  • S есть и Р, и не Р

  • S не есть ни Р, ни не Р

  • S неописуем.

В ряде практических случаев закон исключенного третьего хорошо работает. Или я подписался на журнал или нет. Или вы должны мне деньги или не должны. Третьего не дано. Но возьмем случай посложнее:

  • Раскольников добр

  • Раскольников не добр

  • Раскольников и добр, и не добр

  • Раскольников ни добр, ни не добр

  • Раскольников неописуем.

Убить двух женщин, а потом отдать все свои деньги Мармеладовым, полюбить Соню, раскаяться, преобразиться — все это в аристотелевскую логику не укладывается. Точно так же не укладывается в аристотелевскую логику вся история. Хотя многим в России (и не только в России) свойственно стремление уложиться в окончательную формулу.

------------------------------

Всякий принцип, последовательно проведенный до истребления противоположного, превращает коромысло в обломки. «Слишком много сознания — это болезнь», писал Достоевский в «Записках из подполья». Я думал над «Записками» более полувека и убежден, что «сознание» здесь означает такую вот последовательность, такую верность принципу, такую склонность выстраивать логические схемы и подчинять им жизнь. Чтение «Записок» в 1938 году вбило глубокий клин в мое рационалистическое миросозерцание. Не скоро сказка сказывается, но в конце концов процесс вывел меня за пределы любого рационализма. Какой там марксизм! Марксизм — частный случай. Любая рационально построенная система видится мне сегодня как движение по касательной к потоку бытия. До известной меры отход логики от бытия можно игнорировать и практически пользоваться схемой, но всегда надо ждать подвоха.
А для понимания смысла жизни...

------------------------------

Любой метод и любая система не ведут к целостной истине.

------------------------------

Всякое измерение — еще одна касательная к жизни. Их может быть много, и каждая где-то близка к жизни, но целое нельзя втиснуть в логически упорядоченную модель, метамодель и метаметамодель.

------------------------------

Я считаю огромным пробелом в высшем образовании, что и у нас, и на Западе практически почти никто, кроме специалистов, не знает даже азов великих восточных цивилизаций. Чтобы выйти из кризиса конца второго тысячелетия, надо владеть всеми основными формами мысли, созданными человечеством, и созерцать их не как несовместимые «культурные круги», а как ипостаси, как создания единого духа, соединенные «неслиянно и нераздельно». Тогда интуиции нового легче будет выбирать, на какую из старых опор она может опереться.

На пути к этому две трудности (которые, впрочем, сводятся к одной). Во-первых, сциентизм, то есть убеждение, что во всех случаях нужен только научный метод; и во-вторых, чрезмерная ревность в вере, боязнь оскоромиться, познакомившись с великими традициями, не вошедшими в раннехристианский синтез. О предрассудках сциентизма уже было сказано. Но религиозный страх Востока — тоже предрассудок.

------------------------------

Истина целого — это истина сократовского незнания. Оно высказывается в ассоциациях, парадоксах и притчах и раскрывается в диалоге. То, что я отстаиваю, — это открытость к парадоксу и диалогу. Но я чувствую, что читатель требует от меня алгоритма. Читатель мыслит по обычаю старого французского двора: «Король умер. Да здравствует король!» Не годится один метод — давайте другой! Давайте парадигму!

------------------------------

парадокс Нильса Боpa: поверхностной истине противостоит ложь, глубокой — другая истина, также глубокая.

------------------------------

Г. Померанц, статья "До основанья, а затем..."
"Зание - сила", 1993-01, стр. 26-30
Tags: Переслегин, истина, критика, ложь, правда, философия
Subscribe

Posts from This Сommunity “истина” Tag

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments