vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Categories:

«Как переубедить человека?»

Зыгмантович пишет в своей статье Почему мы верим в то, во что верим



Вопрос, который мне часто задают — «Как переубедить человека?»

Предполагается, что переубеждаемый где-то набрался какой-то гадости, поверил в неё и теперь его близкие от этого страдают. Давайте оставим за скобками выяснение истины — кто на самом деле верит в какую-то гадость. Просто зафиксируем — такой вопрос есть, люди хотят переубеждать других людей.

Общий ответ на этот вопрос таков: по большому счёту — никак. Есть, конечно, разные мелкие приёмы, но в целом переубедить человека крайне трудно.

Потому, например, что огромную роль в нашей убежденности играют эмоции — особенно положительные. Если при первом знакомстве информация вызывала сильные положительные эмоции — пиши пропало. Изменить отношение к этой информации (сиречь убеждения) станет очень трудно.

Представьте себе такой эксперимент —участники в случайном порядке разбиваются на подгруппы и получают текст для прочтения. В одной группе это текст о вымышленном водном животном, в котором описан его ареал, способ размножения, средний размер и другие энциклопедические сведения.

В друго подгруппе читают текст о том же вымышленном животном. Но — в виде истории об игре этого животного с ныряльщиком.

Итог эксперимента предсказать нетрудно. положительное отношение к зверюшке было больше у второй группы. И именно у этой группы оное отношение было крепче.

Именно такой результат получили учёные-психологи из США, Мэтью Д. Роклейдж и Эндрю Латтрелл.

Вы скажете, что выдуманная животинка — это ерунда? Они с вами согласятся. И покажут другие аналогичные эксперименты.

Например, отношение к подарку на Рождество было тем крепче, чем сильнее были эмоции при получении оного.

То же самое проявилось, когда исследователи изучили онлайн-отзывы — чем больше эмоций в первом отзыве, тем устойчивее отношение к продукту или компании.

Что всё это значит? Что наша убеждённость в чём-либо далеко не всегда основана на размышлениях, логике и трезвых выводах.

Часто (если не почти всегда) основой становится эмоция. Мы как бы говорим себе: «Эта сообщение меня очень удивило — удивление сильное — я поверю в это сообщение». А про что-то другое: «Эта информация меня не задали — я ничего не чувствую — не стану в это верить».

Скажем, прочитал человек какую-нибудь теорию заговора. Она его впечатлила, пощекотала нервы. Он крестцовым отделом мозга тут же заключает — это всё правда, вон ведь как нервы щекочет, какие эмоции вызывает!…

Разубеждать его теперь — почти невыполнимая задача

Разумеется, исследование не означает, что наши взгляды никогда не меняются. Меняются, не волнуйтесь. Исследование о том, что не все наши взгляды основаны на достоверных фактах. Да и вообще — на фактах.

Следовательно, стоит быть со своими взглядами поосторожнее. Чего вам и желаю.

Кстати, о тех мелких приёмах, которые позволяют иногда переубедить человека, я рассказываю вот здесь.

А у меня всё, спасибо за внимание.

В продолжение темы рекомендую мои статьи «4 исследования о несовершенстве нашего мышления» и «Визуал, аудиал или кинестетик? Не важно, ведь это всё выдумки!».
Tags: автор - Зыгмантович, доказать, логика, мышление, переубеждение, убеждения, эмоции
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment