vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Лекция одиннадцатая. Чувства-эмоции-воля.

.
Оригинал взят у chumakin в Лекция одиннадцатая. Чувства-эмоции-воля.

Ход написания романа диктует развитие сюжета и характеров. Так и у меня – ход написания моих соображений в форме лекций привел меня к пониманию того, что, похоже, мне не сильно надо классифицировать виды логики, разные риторики как ИИ. Ну, есть они, есть практика их применения, ну и слава богу! Мне важно было понять механизм их применения сознанием.

Важным шагом на этом пути стало представление о двух центрах управления речевым сознанием: эмоционально-чувственным и рациональном. То, что это именно два разных центра, основанных на разных механизмах, подтверждается попытками разных известных авторов обсудить механизмы мышления, и тогда мы слышим об «эмоциональном интеллекте», «передаче мысли через чувства» и т. п.

Между прочим, скорее всего идеал силы ума – в умении координировать работу обоих центров, основанное на понимании их своеобразия и техниках удержания режима «рацио» и формирования «правильных» эмоций для поддержки усилий на рассуждение со стороны волевого центра.

Похоже, уже можно переходить к обсуждению второго, эмоционально-оценочно-нравственно-волевого центра.

Итак, само название заставило меня выделить несколько составляющих этого центра, а именно:


  1. чувства; имеется в виду ощущения, типа зрение-слух-осязание. Плюс запах, вкус и чувство равновесия.


  2. Далее идут эмоции. Основа тоже довольна проста, как и в случае чувств; их набор всем известен и довольно физиологичен. Радость, печаль, страх, беспокойство, равнодушие – все это контролируется сознанием через собственное самочувствие. Правда, выделение и осознание эмоций во многом обусловлено культурой общества и опосредовано речью. В любом случае, культура регламентирует демонстрацию эмоций, но уничтожить их не может, ибо эмоции физиологичны в своей основе.


  3. Оценочный отдел. Мораль и нравственность, то бишь этика, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А это, похоже, целиком продукт цивилизации. Но при этом описывается человеком через физиологию, как «ощущение».


  4. Воля.


Собственно, именно оценочный отдел нас больше всего интересует, ибо его работа состоит в выставлении и поддержании векторов направления рассуждения, критерии классификации средств для размышления и контроля самого хода рассуждения, делание выводов.

Контроль за ходом рассуждения и подведения итогов проходит на нескольких уровнях.


  1. первый из них – морфологический. Суть его в том, что для составления предложений требуются не только слова (а работу со словами мы только что обсуждали), но и предложения, тексты, из них составленные. А для составления предложения требуется некий каркас, морфология. И этот какркас уже должен быть готов во время составления предложения и текста. Фактически до того, как мы откроем рот, нажмем кнопку на клавиатуре, у нас уже есть в голове представление (чаще всего неосознанное) о том, что именно мы хотим сказать. В этом же смысле, спрашивая о чем-то, мы уже как правило ожидаем некоего ответа. Поэтому Кант и говорил о попятном движении здравого смысла, о том что уже сам факт возможности формулирования вопроса (проблемы, задачи) говорит о том, что система, смогшая вопрос сформулировать, уже имеет адекватные (достаточные и необходимые) средства (в данном случае – речевые и интеллектуальные) для ответа на этот вопрос.


  2. Кроме морфологических (грамматических, речевых, стилистических) параметров, наш Оценочно-эмоциональный Центр также задает оценочный вектор ожидания ответа. Что требуется для лучшего понимания ответной реплики при общении.


  3. Поверх этих двух ложится вектор Воли. Как этот вектор скажет, так человек и будет оценивать любой текст, независимо ото всех реалий смыслового (рассудочного) или нравственно-эмоционального отношения к конкретному материалу. Если Воля решит черное назвать белым, то других мнений быть не может.


Итак, подытоживаем вид механизма этого центра: набор векторов, определяющих строение текста общения. Причем сами эти вектора (силовые линии) имеют разную иерархию и зону ответственности. Из них состоят векторы (каркасы) по сборке предложений и текстов, но и из их же материала (чувства, эмоции, оценки) состоят и маркеры для создания этикеток для хранения единиц лексики. В результате обеспечивается максимально быстрое нахождение нужного для общения слова и вставление его в правильное место в тексте.

Слаженность работы обеих структур, обеих центров и дает нам степень ума конкретного человека. Еще раз: не превалирование одного из них, а именно умение индивида обеспечить максимальное сотрудничество обоих центров.



[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. +оЗадачник:

вызов ландшафта генам
Набор новаторских технологий для открытия и поддержки лунной базы
как желаемые идеалы можно наложить на действительность?
Образование: феноменальный общий фон или элитарные единичные проявления?
Вытеснение цивилизации из природы
Шифрование в условиях древности
Tags: ИИ, автор - Чумакин, инструменты интеллекта, исследование, лекция, мозговой штурм, паноплия
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment