vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Category:

Консюмеризм forever. Термодинамика мифов.

Оригинал взят у ant12 в Консюмеризм forever. Термодинамика мифов.

Бри́тва Хэ́нлона (англ. Hanlon's Razor) — утверждение о вероятной роли человеческих ошибок в причинах неприятных событий, которое гласит:








Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью.

Рациональное невежество — термин, часто используемый вэкономике, иногда — в теории публичного выбора, и, кроме того, в других дисциплинах, изучающих рациональность и выбор, включая философию (эпистемологию) и теорию игр.

Невежество в данном случае считается «рациональным», когда стоимость самостоятельного изучения предмета достаточно высока и может перевесить любые потенциальные преимущества, которые можно ожидать от тщательно продуманного принятия решения, поэтому было бы нерационально тратить время и труд на тщательное изучение ситуации и на тщательное продумывание решений. Одно из значительных следствий этого явления заключается в качестве решений, принимаемых большими количествами людей, в таких, например, случаях, как общественные выборы, когда вероятность существенно изменить итоговый расклад для каждого отдельного голоса чрезвычайно мала.


-------------------------------------------------







Консюмеризм forever. Термодинамика мифов.


Оригинал взят у alex_rozoff в Консюмеризм forever. Термодинамика мифов.
1. Термодинамика жизни и цивилизации.
2. Скромное обаяние децентрализации.
3. Вектор системного принуждения.
4. Конструирование духовных ценностей.
5. Термодинамика неправильного мифа.
6. Термодинамика правильного мифа.
7. Проблема иммунитета гуманистической системы.
8. Да здравствует честный консюмеризм!





«Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». (Иммануил Кант).
«Писатель: Я писатель. Читатель: А, по-моему, ты говно! Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей, и падает замертво. Его выносят». (Даниил Хармс).

Мы потребляем, нас потребляют,
А энтропия всегда возрастает
Даже любовь – лишь импульсы в нервах
Она выражается в битах и эргах


«Медленно развиваясь наподобие дерева, жизнь передавалась из поколения в поколение, и не только жизнь, но и сознание. Какая удивительная эволюция! Из расплавленной лавы, из звездного вещества из чудом возникшей живой клетки появились мы люди и мало-помалу достигли в своем развитии того, что можем сочинять кантаты и взвешивать далекие светила». (Антуан де Сент-Экзюпери).

Сент-Экзюпери: мечтатель, философ и солдат. Автор идеи коммерческой авиапочты и философской сказки о путешествии маленького принца с миниатюрного астероида. У него был редкий талант выражать сложные отношения через простые, наглядные образы. В пяти строчках он выразил жизнь, как процесс неравновесной термодинамики. Жизнь это сложная структура, которая оседлала потоки энергии, пронизывающие вселенную и за счет них поддерживает свою устойчивость вдали от термодинамического равновесия.


1. Термодинамика жизни и цивилизации.

Можно сравнить жизнь с листком, балансирующим в восходящих потоках воздуха высоко над землей. Жизнь, как и летящий листок, поддерживает свою устойчивость за счет утилизации солнечной энергии. Листок – за счет той части солнечной энергии, которая перешла в циркуляцию атмосферы. Растения – за счет той части, которая поглощается хлорофиллом их клеток, животные – за счет той части, которую утилизировали растения.

Консюмеризм, потребительство – это основа существования термодинамически неравновесных систем (в частности живых) систем. Эволюция живых организмов - это
путь естественного отбора самых эффективных потребительских устройств по нескольким принципиально важным способностям:
1 - находить и использовать источники энергии
2 - управлять своим энергетическим балансом
3 - собирать и использовать информацию об энергетической обстановке
4 - воспроизводить и рационально разнообразить свою конструкцию
5 - отсекать конкурентов от источников энергии
6 - создавать симбиотические сообщества по добыче энергии и информации.
Эти 6 свойств полностью определяют эволюцию (или, если угодно, смысл жизни). Все остальное не имеет ни малейшего значения. Правила отбора просты и одинаковы для всех:
Победитель – размножается, многократно воспроизводя удачную конструкцию. Проигравший – теряет ресурс, срывается в термодинамическую яму и там исчезает.

Человечество, как вид, возникло в ходе такой конкуренции, разделилось на отдельные сообщества и теперь эти сообщества (разные модели цивилизаций) конкурируют между собой за пространство энергопотребления и за растительную биомассу (как свежую, так и ископаемую – превратившуюся за миллионы лет в углеводородное топливо). Полвека назад человечество открыло для себя еще один источник энергии – ядерное топливо, нестабильные элементы в которых аккумулирована часть энергии Большого Взрыва. Но тем же самым источником уже миллиард лет пользуются бактерии Firmicutes, живущие на глубинах до трех километров в горных породах, богатых ураном.

Таким образом, с точки зрения термодинамики, человечество ничем не отличается от других популяций живых существ. Любое человеческое сообщество занимается всего одним делом: поддержанием и воспроизводством собственной структуры за счет потребления энергии и выброса избыточной энтропии в окружающую среду. Те сообщества, которые делают это эффективнее, завоевывают среду обитания, спихивая конкурентов в термодинамическую яму на радость будущим археологам. Это и есть содержание всей истории человечества от палеолита до постиндустриальной эпохи.


2. Скромное обаяние децентрализации.

Все феномены человеческой культуры - лишь инструменты для структурной организации индивидов. То же самое есть у общественных насекомых. Их «культурная среда» - химическая. Это особые вещества - феромоны, в различных сочетаниях они побуждают индивидов к действиям в соответствии с той или иной общественной программой.
Человеческая культурная среда – символьная. Это – особые слова, знаки или изображения, которые действуют примерно так же, как феромоны насекомых, только менее надежно.

Муравей, пчела или термит, получив химический сигнал «война» или «продразверстка», обязательно выполнит соответствующую программу. Человек, получив повестку, может уклониться от исполнения программы – уклониться, дезертировать, скрыть запас зерна. Человек может даже выступить против власти центра, задающего программы. Правда, такое протестное поведения становится массовым только в кризисных ситуациях. Обычно люди (не все, но большинство) подчиняются командам, исходящим из культурной среды.

Общественная система насекомых потрясающе устойчива: она остается неизменной уже триста миллионов лет. Для сравнения: самое долгоживущее человеческое сообщество (древний Египет, Та-Кемет) не просуществовало и трех тысячелетий. Классические античные империи прожили чуть больше тысячелетия. Средневековые королевства существовали еще меньше, а старейшим из современных государств менее 300 лет.
С другой стороны, за 5 тысяч лет человечество на несколько порядков увеличило свой энергетический потенциал, а общественные насекомые за 300 миллионов дет ничего нового не достигли. Их хозяйство устроено ровно так же, как в эпоху динозавров.

Современная теория корпоративного управления достаточно хорошо объясняет это различие в скорости прогресса. Оказывается, любая иерархическая система с жесткой регламентацией и централизованным директивным управлением, неизбежно приходит к стагнации. В борьбе за ресурс побеждают гибкие децентрализованные системы, в которых возможны структурные перестройки и конкуренция моделей внутренних организации.
Эти выводы подтверждается историей. По-военному дисциплинированные, отлично управляемые «традиционные» и «тоталитарные» общества теряют устойчивость, деградируют и разваливаются. Казалось бы, разболтанные «либеральные» системы напротив, демонстрируют стабильность и ускоряющийся материальный прогресс.


3. Вектор системного принуждения.

Что вообще такое «системное принуждение»? Обычно это понятие связано с образами рабов в каменоломнях, негров на плантациях или заключенных в трудовых лагерях. Над этими беднягами стоят надсмотрщики с плетками или дубинками, которые избивают любого, кто отвлекся от изнурительного труда или не выполнил дневную норму.
Но с точки зрения социальной термодинамики, вся эта лирика не имеет значения. Мера системного принуждения – это не уровень физического насилия, а уровень экономической экспроприации на нужды поддержания устойчивости системы. Это поняли еще римские латифундисты – и стали превращать своих рабов в колонов, арендаторов. Колонат давал больший выход прибыли на единицу рабочей силы и снижал расходы на надсмотрщиков. Колон, в отличие от раба, сам принуждал себя к труду. Дальнейшее развитие отношений между администрацией и работником-производителем шло по этому пути. Современный экономически активный гражданин развитой страны работает не под страхом физического истязания и даже не под угрозой экономических лишений, а в порядке самореализации.

Парадокс, не правда ли? Традиционалистские и тоталитарные режимы веками пытались с помощью дубинки приучить индивида к роли общественного насекомого, которое работает просто потому, что такова предписанная ему программа – и ничего не вышло. А гибкие системы нового времени добились этого без видимого насилия.
Поддержка частной предпринимательской инициативы, доступные кредитов и налоги с потребления, в сочетании с мифами о свободном мире и демократии, оказались более эффективным инструментами принуждения, чем весь пыточный арсенал рабовладельцев.

Фокус достаточно прост: представим себе систему координат «личные интересы» - «интересы администрации». В тоталитарной системе вектор принуждения образует с личными интересами тупой угол (администрация требует, чтобы индивид действовал против собственной выгоды). В гибкой системе этот угол будет острым (администрация поощряет индивида к выгодным для него действиям, но требует и своей выгоды тоже).
Если гибкое общество достигает высокой экономической эффективности, то угол может быть настолько острым, что индивид уже не видит особой разницы, между своей выгодой и выгодой администрации. Возникает представление об общественной выгоде. Благодаря этому общественно-полезный труд начинает восприниматься индивидом, в первую очередь как средство самореализации, и лишь во вторую – как средство личной наживы.


4. Конструирование духовных ценностей.

Выше мы говорили о том, что культурные символы действуют примерно так же, как феромоны в коллективе общественных насекомых, а затем ввели понятие «миф». Миф – это система символов культуры, обеспечивающая выполнение людьми программы, направленной на воспроизводство структуры общественных отношений и обеспечение материальной (энергетической) базы существования данного общества.

Правильный миф работает сам по себе.
Неправильный миф работает только при наличии надсмотрщика с дубиной.
Правильный миф органично увязан с обычными потребностями большинства индивидов и учит действовать ради личного блага в ходе выполнения общественной программы.
Неправильный миф построен на дилеммах: личное или общественное, удовольствие или праведность, материальное или духовное, и требует жертвовать первым ради второго.

Правильный миф идеалистически объясняет устройство острого угла между личными интересами и административными (описание этой системы координат было дано выше).
Неправильный миф обосновывает, почему этот угол – тупой, т.е. почему индивид должен действовать против объективных личных интересов. В двумерной системе координат «личные интересы» - «интересы администрации» это обосновать невозможно, поэтому вводится третья координата «личные духовные интересы». По ней откладывается некая фиктивная выгода, которую якобы получает индивид, подчиняющийся администрации.

Использование неправильных мифов требует, чтобы к индивидам было применено такое физическое или психологическое принуждение, после которого они начнут признавать, что эти фиктивные выгоды существуют и представляют реальную ценность. На базе неправильного мифа создается абсурдный, иррациональный «нравственный закон» и вбивается, как тупой гвоздь в мозг каждого индивида, начиная со школы. Как следует из сочинений Канта, этот «нравственный закон» бывает забит так глубоко в лобные доли, что вызывает «священный трепет», сходный по симптомам с эпилептическим припадком.


5. Термодинамика неправильного мифа.

Не только общество является неравновесной термодинамической системой. Такой системой является и каждый индивид, а значит, его устойчивое функционирование зависит от потребляемого им потока ресурсов (факторов восстановления рабочей силы). Фиктивные «духовные ценности» таким фактором не являются, даже если индивид верит в их реальное существование. Голодного человека можно убедить (под гипнозом), что он плотно пообедал, но объективно восстановления сил при этом не произойдет.

Неправильный миф, вводя в экономический оборот фиктивные «духовные ресурсы», создает ситуацию дефекта обратной связи. Поскольку миф воздействует на все общество, администрация начинает управлять циклом использования и восстановления рабочей силы так, как если бы эти фиктивные ресурсы существовали объективно. «Духовный продукт» начинает фигурировать в качестве результата общественного производства, замещая собой объективный (материальный, энергетический, информационный) ресурс.

Миф о духовных ценностях обладает особым разрушительным свойством переключать на себя потоки объективных ресурсов. Привлекательность переключения состоит в том, что гипноз, внушающий обществу «мы сыты» стоит дешевле, чем продукция, объективно необходимая для достижения сытости. Таким образом, администрация, вкладывающая объективный ресурс в производство фиктивных «духовных ценностей» как бы получает результат (сигнал о сытости общества) за меньшую цену. С другой стороны, чем больше объективного ресурса затрачено на духовные цели (т.е. на общественный гипноз), тем меньше этого ресурса остается для воспроизводства энергии и информации. В какой-то момент общество неожиданно для администрации срывается в термодинамическую яму. Неожиданно – поскольку до последнего момента продолжает подавать сигнал «мы сыта»!

Некоторые исследователи сравнивают неправильные мифы с информационными вирусами (мем-вирусами). Действительно, аналогия есть: вирус проникает в живую клетку и паразитирует на ней, переключая ее ресурсы на собственное воспроизводство. После разрушения клетки, новое поколение вирусов ищет следующие объекты для инфицирования. Есть неправильные мифы, которые уже разрушили несколько сообществ, заражая их своей программой производства своих «духовных ценностей».


6. Термодинамика правильного мифа.

Было бы ошибкой считать, что правильные мифы опираются только на объективные ценности и не создают представлений о ценностях фиктивных (или «духовных», что равнозначно). Ключевое для постиндустриального мира представление об общественно-полезной деятельности, как о личной самореализации, это в чистом виде миф о духовной ценности. Человек перестает требовать оплаты за труд пропорционально объективному результату и соглашается на оплату, достаточную для удовлетворения его жизненных потребностей (воспроизводства рабочей силы по стандартам данного общества). Разница между объективным результатом труда и объективной оплатой покрывается мифической самореализацией, субъективно воспринимаемой человеком, как ценность.

Высокая экономическая эффективность мифа о самореализации является объектом зависти разработчиков тоталитарных моделей государства. Ведь этот миф не только обеспечивает сегодня структурную организацию самых богатых социальных систем. Судя по прогнозам специалистов, он же будет обеспечивать и структуру невообразимо-богатых сообществ после новой НТР (т.н. «сингулярной точки»), ожидаемой в 2030 – 40 годах.
Даже научные фантасты не выдумали ничего другого для сценария будущего прогресса.
Попытки воспитать бескорыстного высоко-духовного профессионально-ответственного Человека Труда (эффективно и радостно работающего за харчи и «спасибо») наблюдаются у всех тоталитарных систем, независимо от идеологической платформы. Не выходит. Миф получается неправильным, он съедает тоталитарную систему вместе с ее авторами.

Все дело в особенности этого мифического «спасибо», которым дополняются харчи. Общественное «спасибо» за личную самореализацию, это совсем не такая дешевая штука. Недостаточно просто сказать «спасибо» и вручить почетную грамоту. Необходимо, чтобы администрация признала самоценность личности, абсолютный приоритет ее потребностей и прав на самореализацию. Это признание должно выразится в объективных действиях, в законах, в правоприменительной практике и социальных гарантиях. Только тогда миф станет социальной реальностью, и приведет к желаемым экономическим последствиям.
Если администрация сегодня сказала человеку «спасибо» за ударный труд, а завтра высекла его на площади за «непочтительный образ мысли», то миф получится порченный. В лучшем для администрации случае этот миф не привьется и станет объектом насмешек.
В худшем случае он все-таки привьется и вызовет социалистическую революцию. Тогда администрация рискует угодить в лапы юного и страстного пролетарского правосудия.

Наиболее простым и популярным среди прогрессивных администраций стало «спасибо» в форме гуманистического мифа. Гуманизм прост в употреблении, поскольку признает самоценность за любой человеческой личностью. Простота и неразборчивость гуманизма обходится недешево, из-за нее на экономически эффективных сообществах начинают паразитировать разнообразные структуры тоталитарного и фундаменталистского толка.


7. Проблема иммунитета гуманистической системы.

Отсутствие иммунитета к тоталитарным паразитам – это, пожалуй, единственный принципиальный недостаток гуманистической социальной термодинамики. Частные паразиты (т.е. просто бездельников) не наносят эффективной экономике значительный ущерб, а вот паразитные тоталитарные образования действительно опасны. Они изымают ресурсы из системных фондов и направляют их на производство неправильных мифов (мем-вирусов), разрушительный потенциал которых был показан выше.

Проблема иммунитета занимала многих специалистов по социальной философии, праву, кибернетике и футурологии. В результате родилось много модификаций гуманизма, отличающихся от исходной версии наличием тех или иных механизмов дискриминации индивидов. Все эти модификации имеют слегка фашистский оттенок, поскольку ставят права индивидов в зависимость от их принадлежности к тому или иному культурному сообществу, профессиональному слою или партийно-конфессиональной группе.
Таковы культуртрегерство Киплинга, меритократия Хайнлайна, технократия Азимова, эстетократия Ефремова и ноократия братьев Стругацких.

Иногда в качестве рецепта предлагается возврат к мифическим «корням европейской цивилизации», под которыми подразумеваются некие «христианские ценности». Это примерно то же самое, как лечить похмелье гильотиной. Любые «традиционные» ценности являются термодинамическим паразитом, так что их следует рассматривать не как рецепт, а как одну из разновидностей болезни.

Отсутствие универсального решения проблемы иммунитета в рамках политических технологий обычного типа показал Станислав Лем в работах «Сумма технологий», «Культура, как ошибка», «Футурологический конгресс» и «Возвращение со звезд».
Ряд авторов указывает, что для решения задачи социального термодинамического иммунитета необходимо изменить не общество, а прежде всего, человека. На мой взгляд, в этом есть доля истины. Правда, такие авторы обычно имеют в виду некое «духовное» изменение человека. А я буду говорить о чисто материальном, о евгенике.

В настоящее время даже в цивилизованных странах действуют ритуальные запреты на вмешательство в генетику человечка, на порождение генетически модифицированных и трансгенных существ на базе homo sapiens. Безопасность генетической модификации показана экспериментами на животных, а ее применение к человеку может иметь очень важные позитивные последствия. По исторической иронии, практически все паразитные системы привязаны к архаичным (как правило - библейским) представлениям о человеке. Здесь есть аналогия с биологическими паразитами, которые обычно представляют собой архаичные формы жизни, питающиеся ресурсами высокоразвитого организма-хозяина.
Мифологическая парадигма не позволит участникам систем-паразитов пользоваться методами генетической евгеники потомства. В результате социум быстро распадется на два разных биологических подвида – основной и паразитный. Эти подвиды не будут скрещиваться (архаичный миф запретит подобные браки, как скотоложество).
Поскольку основной подвид станет производить лишь продукцию, необходимую ему, потребности паразитного подвида останутся неудовлетворенными. К примеру, если основной подвид станет нечувствителен к инфекционным болезням, то антибиотики и вакцины будут сняты с производства. Паразитный подвид в этом случае будет выкошен эпидемиями в течении нескольких десятков лет. Радикально и без пролития крови.


8. Да здравствует честный консюмеризм!

В нашем время развелось множество обличителей консюмеризма «потребительства», борцов за «духовность». Эти деятели обожают повторять слова Сент-Экзюпери: «Есть лишь одна проблема, одна-единственная в мире - вернуть людям духовное содержание, духовные заботы». Далее они толкуют эти слова в духе того или иного неправильного мифа: давайте вместо материальных благ потреблять «духовные блага», как они видятся в этом мифе (христианском, исламском, нацистском, большевистском, маоистском и т.п.).

Позвольте, господа, но ведь такое поведение – тоже консюмеризм! Какая разница между попкорном и евхаристией, между жевательной резинкой и хаджем, между дискотекой и первомайской демонстрацией? Один пошел на всенощные бдения, другой – на «ночь пожирателей рекламы», оба что-то такое потребили, приобщились к какой-то культуре.
Любое поведение – это консюмеризм. Все, кроме пищи, питья и прочих компонентов витальных потребностей – это блага, по сути, нематериальные (духовные). Покупка модного галстука и участие в литургии, поход в музей классической живописи и просмотр порнофильма - все это потребление некоторого объема общественных благ, консюмеризм.
Деятели, пытающиеся отделить «истинно-духовное» от «грубо-материального», похожи на эзоповых спорщиков, один из которых поклялся выпить море, при условии, что другой отделит это море от впадающих рек.

Что бы человек ни делал – он всегда совершает одну и ту же операцию: потребление и переработку материальных и информационных потоков, получаемых извне. Объективно оценить ту или иную стратегии потребления можно только по термодинамическим характеристикам общества, в котором эта стратегия доминирует. Наиболее надежным из косвенных индикаторов термодинамического качества является интенсивность и состав миграционных потоков. Общество (страна, регион), куда стремятся попасть экономически активные квалифицированные люди – высококачественное, а общество, которое они стремятся покинуть – низкокачественное. Примечательно, что нет ни одного региона, который за счет своей высокой духовности получает квалифицированный миграционный поток, зато есть обратное явление: из регионов, где духовность поставлена во главу угла, квалифицированные люди бегут. Не уживаются они с этой высокой духовностью.

В таком случае, что означает фраза Сент-Экзюпери о духовном содержании духовных заботах, которые необходимо вернуть людям? Да все очень просто. Французские слова spirituel и d'esprit означают не только «духовный» и «дух», но также «рассудок» или «ум».
Разумное содержание жизни и здоровый рассудок – вот что надо вернуть людям.
Читаем Сент-Экзюпери «Единственное подлинное изобретение - это расшифровка настоящего в его несуразности и противоречиях... Прошлое не переделать, но настоящее лежит в беспорядке, как материалы у ног строителя, и вам надлежит выковать будущее».

Даже когда (и если) человечество и вправду вырвется в дальний космос, освоит прорву планет, звезд и даже галактик, основой человеческого поведения все равно останется консюмеризм. Рациональный, возможно даже вычисленный и оптимизированный консюмеризм. Никакой другой стратегии, кроме потребительской, у человечества нет и быть не может. Идеалы, мифы, мораль, эстетика – всего лишь регулирующие надстройки, а потребление это - жизнь. Да здравствует честный консюмеризм!

--------
иллюстрация с http://vallejo.narod.ru



[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. 3geo +оЗадачник:

субъект "умный" очень легко поддаётся "магии толпы"
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
"Точка G" мировой экономики
Шифрование в условиях древности
Tags: идеалы, консюмеризм, миф, мораль, потребительство, стратегии, эстетика
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments