vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

"Оцифровка" семантики и emotional intelligence

Оригинал взят у ant12 в "Оцифровка" семантики и emotional intelligence

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.[1]

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллектане включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.[2]

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».[3]





Рассмотрим 2 комплексных знака St1 и St2
Определим их как:
St1=s+kP=RSt
St2=S+kp=TSt
где P>>p
kk=-exp(-at)
а>0
Комплексное число St1 служит неким аналогом комплексного знака типа R (архетип с семантической частью), St2 - похоже на T (термин). Перемножив St-знаки по правилам, заданным в формуле [6], получим:
St1St2=RStTSt=sS-pPexp(-2at)+k(SP+sp)
дождемся момента времени, когда слагаемым pPexp(-2at) можно будет пренебречь. Также избавимся от слагаемого sp на том основании, что P>>p. Наша формула примет вид:
RStTSt=sS+kSP
Предположим, что перемножение комплексных St знаков соответствует комплексному знаку вида
С=V(s1+kp1), где V - число носителей знака С.
Приравняв RStTSt=С, получим
sS+kSP=V(s1+kp1) или S(s+kP)=SSt1=SRSt=V(s1+kp1)
откуда следует, что
sS=Vs1
SP=Vp1  или S=V(p1/P)          [11]
Откуда также следует: s/P=s1/p1
Изобразим то же самое графически:
Нормировка St-пространства
Попробуем теперь рассуждать в обратном порядке. Возьмем комплексный знак С. Подберем ему пару RSt и TSt так, чтобы С=RStTSt
RSt не что иное, как некий нормировочный вектор, сохраняющий пропорцию между "действительной" (семантической) и "мнимой" (эмоциональной), существующую у знака С. Длина этого вектора задается формулой [11]. Если принять P условно равным 1, то из [11] получим:
S=V(p1/P)=Ve, где e=p1/P,  V - число носителей знака С          [12]
Все это было бы достаточно тривиально, если бы не одно любопытное обстоятельство.
St2=S+kp=TSt

Мы воспользовались TSt из тех соображений, что комплексный знак St2 близок по своему духу к термину (Т), который, в простейшем случае, можно описать как С=S=s. Примерно так же, как и St1=s+kP=RSt имеет аналог в виде эрратива R=s+A, где A=P+n, в простейшем случае А=P. Иными словами, в одном случае нам была важна, в целях нормировки, лишь "действительная" семантическая часть, в другом - "мнимая" эмоциональная. Однако из уравнения [12] мы видим, что семантическая часть, так сказать, не такая уж и действительная, поскольку сводится ко все той же мнимой, эмоциональной части e.
Набор знаков E, характеризующих коллективно воспринимаемый объект, можно отразить через график или описать через таблицу (матрицу)

Ранее, мы упоминали о том, что множество вида E(p,n,z) можно представить в виде матрицы. Имеющий, например, вид:
Матрица кватернионов
p n z
p -exp(-appt), app>0    -exp(-anpt), anp>0    -exp(-azpt), azp>0   
n -exp(-apnt), apn>0    -exp(-annt), ann>0    -exp(-aznt), azn>0   
z -exp(-apzt), apz>0    -exp(-anzt), anz>0    -exp(-azzt), azz>0   

Где попарные произведения кватернионов ke задаются уравнением (10)
kikj=-exp(-aijt), aij>0                                                            (10)
Примем, в целях упрощения и ускорения изложения главной мысли,
kikj=-exp(-aijt), aij=a>0
где а - некая универсальная константа связности, описывающая сетевую структуру.
Если это, вдруг, так, то уравнение (12) быстро расписать в виде:
S=V(p1/P)=V(k1p+k2n+k3z)/(k1+k2+k3)        [12a]
Если мы, по-прежнему, придерживаемся о том, что величины вроде p,n,z наблюдаемы и измеримы, то есть их можно оценить тем или иным способом (социологические опросы, психологические тесты, физиологические метрики и т.п.), то это значит ни что иное как то, что семантическую часть можно представить в "мнимом", эмоциональном виде, используя St-формализм.
Геометрию St-пространства, таким образом, можно описать следующим образом:

  1. Каждому комплексному знаку, описывающему семантическую и эмоциональную часть слова, фразы, текста, мема и т.п. можно привести в соответствие нормировочный вектор, описывающий соотношение семантической и эмоциональной части

  2. В St-пространстве, вообще говоря, нет никакой семанитики, ибо она сводится к набору эмоциональных знаков, величины которых можно измерить, то есть - выразить числовым способом, выбрав соответствующие шкалы для таких измерений

  3. Следовательно, в St-пространстве нет никаких "слов" - там есть только цифры, к которым, в принципе, применим математический аппарат ТФКП, тензорного исчисления и мн. др. - при условии, что каждому из математических преобразований мы сможем поставить в соответствие некий семантический аналог, описывающий те или иные языковые правила.

Введем теперь понятие семантической St-сети, которая, вообще говоря, может иметь сколь угодно много измерений. В целях наглядности, изобразим ее в 2-х измерениях, т.е. как семантическую "решетку":
Двумерная St-сеть - "семантическая решетка"
Семантическая решетка может быть компактно описана через вектор, изображенный на рисунке в виде стрелки. Если нам известны максимальные значения, которые может принимать е=n и e=p, то задав этот вектор, мы можем вычислить число слов, которое может содержать язык, что вполне применимо, например, в тех случаях, когда мы конструируем его заново, в качестве искусственного.
Глаз человека не может различить разницу в степени освещенности, измеряемую в нескольких фотонах. Подобно дискретно различимому "чувству" света, должна быть разница в степени различения эмоций. Которая, опять же, может иметь физическую основу в количестве молекул тех или иных гормонов и т.п. Если задать длину нормирующего решетку вектора как данную, минимально различимую величину, то мы можем рассчитать что-то вроде максимальной емкости, вместимости естественного языка - то есть то число слов, после которого добавление новых станет излишним.
Впрочем, интуитивно ясно, что должны быть и другие существенные ограничения на число слов в конкретном естественном языке, обусловленные, например, ограниченной емкостью человеческой памяти. Которая, как известно, может вместить "миллионы томов ленинской библиотеки", но не более того.
Можно предположить, что в действительности, нормировочный вектор решетки на порядки "длиннее" минимально возможного. Теоретически возможные слова языка расположены в St-пространстве скорее аналоговым, чем каким-то еще образом. Постепенно "сгущаясь" к уже существующим словам в узлах решетки, которая вовсе не обязательно должна иметь геометрически правильную форму как в языке искусственном, специальным образом нами сконструированным. Тем не менее, развитие языка, возможно, заключается в оптимизации его структуры, стремящейся стать более геометрически правильной, подобной той, что приведена на рисунке. В частности, "слишком большое" расстояние в St-пространстве между "соседними" словами создает предпосылки для появления между ними нового слова, сокращающего данную дистанцию. Предпосылки эти не вполне нам очевидны, поскольку в терминах St-пространства человеческое сознание оперировать не приспособлено. Хотя, особо чуткие к эмоциональному восприятию и семантической "рифме" поэты, могут нам сообщить что-то вроде, что между словами "дует сквозняк, потому что это место свободно".
"Расписав" естественный язык в St-виде можно увидеть те "области", где естественным образом сформировавшаяся семантическая решетка "сгущается". Если под S мы, согласно (12), понимаем Ve, то это значит, что места такого сгущения соответствуют именно массовым интересам, но не, допустим, профессиональным интересам философов, напридумывавших нам новых слов типа дискурса, нужных для того, чтобы на манер спектрометра различить тончайшие различия между смыслами, "поймать дельту", учесть ускользающее от массового понимания "дискрепэнси".
Следующим будет вопрос о том, а что это за интересные и актуальные темы именно для массовой аудитории. Эскимосы различают десятки состояний снегового покрытия, для каждого из которых у них есть отдельное слово вроде наших "наледь" или, допустим, "наст". Делают они это не забавы ради, а потому, что от точной оценки "состояния снега" зависит успех или неуспех охоты. Итоги которой дают или не дают возможность жить дальше.
Весьма богат, разнообразен и могуч тюремный жаргон. К созданию которого, по всей видимости, приложили руку весьма образованные и начитанные люди, обладающие массой времени для проведения досуга - на нарах. Блатные "понятия" заставляют вспомнить нас о психологии и когнитивной лингвистике. Выражение "в натуре", и вовсе, адресует куда-то в направлении к немецкой натурфилософии, занимавшей лидирующие позиции в научной парадигме 19 века. И т.д. Помимо чисто словесного своеобразия, развитой, весьма абстрактной системы табуирования словоупотребления и прочего языкового разнообразия, последнее дополняется не менее развитым паралингвистическим аппаратом, вполне пригодным для коммуникации по самым важным поводам. Которые опять же, упираются в вопросы социального выживания, подразумевающего сохранение статуса, создающего некоторые предпосылки для выживания чисто физического, выживания в прямом смысле.
Россияне не даром считаются самой начитанной нацией, хотя чтение книг часто подменялось собранием домашних библиотек в переплетах под цвет обивки дивана, а также демонстрацией социального статуса владельца книги собравшимся вокруг него пассажирам метрополитена. Тем не менее, российские граждане упорно читают и ныне, хотя перешли с бумаги на интернет. Косвенным следствием чего является массовое понимание мема как интернет-мема: видео-картинки+подписи. Не то - американцы, для которых мем служит в качестве словесного обозначения очередной модной ужимки. Означающей примерно то, что носителю данной манеры уже настолько хорошо, что ему следует поднять статус в коллективе тинэйджеров или - зарплату, для того, чтобы жить ему стало еще лучше: какая-то примерно такая тут логика. Как бы там ни было, невербальную часть общения имеет смысл выражать словесно-дискретным образом, поскольку она имеет некоторое отношение к качеству проживания в социуме. Чего пока не наблюдается в РФ, где по итогам 2015 г. мы видим набор "экспортированных" из США, поименно обозначенных поз и гримас, среди которых пока нету ни одной "отечественной". Что вскорости должно быть "преодолено" по мере роста темпов социальной модернизации по заимствованным образцам.
Подобные примеры можно множить, хотя и без того понятно, что наибольшая "частота" семантической решетки получается в тех местах, где дробятся и подробнейшим образом различаются в массовом сознании те эмоции, которые связаны с сильнейшими человеческими инстинктами - выживания и размножения. Пропущенных через систему табу, жесткость которой ослабевает в тех случаях, когда мы имеем дело с нецензурируемыми нью-медиа вроде интернета, в рамках частично закрытых от внешнего мира субкультурных коммуникаций и т.п.
Следующим будет вопрос о том, что людям, якобы, естественно "думать словами" родного или, например, хорошо знакомого языка. Притом, что язык - явление социальное, т.е. нужное индивидууму лишь в социальных целях, а не сам по себе. Безусловно, привычка "думать словами" упрощает и ускоряет процесс перехода от собственных размышлений к коммуникации с другими. В чем и заключена ее практическая полезность. Между тем, можно уверенно утверждать что есть (хотя бы один человек:)- прим. А.С.) люди, имеющие "вредную" и "устаревшую" в современном социальном контексте привычку мыслить образами, а также предположить, что есть и другие - как-то, но "мыслящие" на языке жестов, интонаций, звуков, эмоций. Иначе, нам сложно будет объяснить стабильную популярность всего того, что они делают. Воспроизводимую и поддающуюся осознанному частичному копированию до такой степени, что проще бывает обозначить всю их культурную продукцию именем автора-изготовителя, чем пытаться анализировать каждый феномен по отдельности.
Подобного рода гуманитарно-математические соображения, побуждают посмотреть свежим взглядом на тему, обозначаемую как emotional intelligence. И предположить, что это действительно эмоциональный интеллект, а не что-то иное. Антропоморфный взгляд на мышление заставляет нас искать его прямые аналоги - наличие слов (знаков), гадать по поводу присутствия у носителя самоосознания и т.п. В то время как все эти критерии достаточно произвольные. У собак, вроде бы, насчитали порядка 30 знаков, которыми они общаются. Однако в праве на человекоподобный интеллект им отказано, несмотря на массовые пожелания трудящихся. Насекомые типа пчел тоже обмениваются знаками. Хотя можно предположить, что эти знаки не индивидуальные, а коллективные - типа коммуникативов. Однако и рою пчел также отказано в праве называть себя разумным, хотя строить соты правильной геометрической формы есть на порядок более осмысленное и полезное занятие, чем скажем, "болеть" за Спартак.
Создателям систем, позиционируемым как искусственный интеллект (ИИ), свойственен технократический взгляд на вещи, что приводит к попыткам копировать нейроны и их сети, что, в частности, приводит к любопытным результатам, но, в целом, деятельность тупиковая. Более широкий взгляд на вещи подразумевает то, что мы задаем себе вопрос об эволюции человеческого интеллекта из состояния типа мемкомпьютера. Вначале, было слово, понимаемое как более-менее воспроизводимое сочетание эмоциональных знаков в ответ на конкретные, типовые ситуации взаимодействия со внешней средой - объективной реальностью и социальной реальностью. Развитие и усложнение последний привело к тому, что преимущество получили те, кто начал первым мыслить в абстрактных категориях, то есть в словах в их человеческом понимании. В качестве бонуса они получили то, что им стало не нужным проходить всю "цепочку", последовательность эмоциональных переживаний, ведущих к тому, что в терминах ак. Павлова называется формированием условного рефлекса. Наподобие тому, как пользуясь гугл-переводчиком можно быстро читать тексты на иностранных языках, обращаясь к оригиналу лишь в коряво переведенных местах, можно стало быстро делать в уме логико-семантические выкладки, абстрагируясь, прежде всего, от необходимости глубоко "переживать" каждую из них - пугаясь, радуясь, испытывая физиологический стресс и т.п. там, где можно стало обойтись экономичными и быстрыми умственными операциями. Социальный интеллект (СИ), таким образом, является не чем-то принципиально новым, а всего-лишь средством повышения экономичности мышления, в котором не нужно стало участвовать "всем телом", включающим железы внутренней секреции, внутренние органы, мышцы и т.п. Что, впрочем, не исключено в отдельных случаях, вроде тех, что заметил Эйнштейн, рассказавший нам о том, что размышления по поводу теории относительности сопровождалось у него некоторыми мышечными ощущениями. А также в случаях, знакомых почти каждому, для обозначения которых служит термин интуиция, куда их сваливают без особенного разбора, используя его в качестве  своего рода мусорной корзины для рудиментарно-атавистических способов мышления, свойственных человеку на ранних стадиях эволюционного развития.
Продолжая развивать тему, мы должны признать наличие у длинного списка млекопитающих эмоционального интеллекта (ЭИ) и зачатков социального интеллекта (СИ), который получил у человека гипертрофированное развитие, причем настолько, что вытеснил ЭИ куда-то в район подсознательного, частичный доступ к которого мы получаем, просматривая очередную порцию сновидений. Необходимость отдельного "просмотра" которых обусловлена, видимо, тем, что для их генерации частично используются те же структуры мозга, что и для "дневного" - преимущественно, абстрактного и социального мышления. Гендерные различия ведут к тому, что женская интуиция превосходит мужскую, но относится, в первую очередь, к жизненно важным, насущным, вопросам. По части абстрактного мышления женское мышление, при всем к уважении к нему вообще и к Софье Ковалевской в частности, обычно уступает мужскому. "Женская логика" с мужской точки зрения выглядит несколько путано, хотя и бывает практически полезной. В целом же, мужчины оказываются способны мыслить быстрее, четче и заходить в своих чисто абстрактных выводах гораздо дальше - цепочки абстрактных выкладок, не содержащие эмоциональных "ошибок" (иногда - очень даже правильных) у них получатся более "длинными". Мужское мышление защищает женский способ понимания мира, поскольку находится на переднем крае эволюции. Чем приходится расплачиваться тем, что мужчины гораздо чаще бывают схоластиками, догматиками, да и, попросту, людьми крайне ограниченными и недалекими. Что, в частности, находит свое выражение в пренебрежении по отношению к эмоционально-интуитивному способу мышления, его необоснованному третированию. Компенсация разных способов мышления происходит в группе, минимальной ячейкой которой служит семья, а глобальной - феномен коллективного мышления. Который можно попробовать интерпретировать как вполне себе самостоятельный.
Попытки классификации мемов, понимаемых как элементарные акты мышления, наводят на мысль о том, что наблюдаемые сегодня коллективные познавательные феномены весьма примитивны, что, вероятнее всего, обусловлено "низкой" степенью connectivity - "малостью" значения (коллективной) константы типа аij, приведенной выше в таблице кватернионов. Что, видимо, будет преодолено по мере дальнейшего развития коммуникационных технологий, способных увеличить как среднюю по популяции референтную группу, так и число контактов с разными, "посторонними" людьми в единицу времени.
Завершая тему с "интеллектами", попробуем резюмировать вышесказанное очередной "квази-формулой" искусственного интеллекта, учитывая то обстоятельство, что данная наклонность у нас явно имеется:
ИИ=ЭИ+СИ                 (13)
где ИИ - искусственный интеллект
ЭИ и СИ - эмоциональный и социальный "интеллекты" соответственно.
В знак арифметического сложения в формуле (13) каждый волен вкладывать тот смысл, который сочтет нужным, в меру наклонностей своих собственных.
Нам же будет интересно, в заключение, попробовать охватить мысленным взглядом всю картину целиком. Итак, неким прототипом для образования над ними некой интегрирующей эмоциональной надстройки, интеллектуально-мыслительной операционной оболочки, - весьма неэкономичной в чисто когнитивном плане, зато очень быстрой и эффективной в плане выживания и самосохранения, - является то, что обозначается как (еще более первичные) чувства и (вторичные) ощущения, вроде субъективного ощущения радости или боли. Абстрактный факт о том, что предметам свойственно падать на землю, которая их "притягивает", отображается в сознании, прежде всего, как реальное первичное ощущение или же вторичное неприятное предчувствие боли от того, что ждет, если таковым предметом вдруг окажешься ты сам. Что в дальнейшем трансформируется в эмоции типа страха, боязни высоты и прочего.
Вполне абстрактный факт о том, что Земля вращается, как минимум, дважды - первый раз вокруг Солнца, второй - вокруг собственной оси, трансформируется в чувство света и чувство его отсутствия - темноты, при которой сложно ориентироваться на местности. Большие глаза хищника, способного видеть, благодаря этому, во мраке, способны сформировать условный рефлекс, который лучше назвать инстинктом, вызывающий стресс, который никак не осознается современным человеком. И т.д.
Множа подобного рода примеры, можно развить тему о том, что в самом начале цепочки вида ощущения-чувства-эмоции-слова лежат объективные факты - законы реального, объективно существующего мира, его физические законы. Цепочка эта настолько длинная, долгая, запутанная и сложная, что на выходе мы имеем весьма и весьма запутанное, искаженное и "дополненное" представление этих физических, объективно существующих законов. Тем не менее, все началось именно с них, с той их части, которая способствует выживанию и сохранению или нет, "полезна" в этих целях или же "бесполезна", "несущественна". Иными словами, интеллект и сознание оказываются не только и не столько субъективными, сколько "намертово" привязанными к объективной реальности. А точнее - служат ее продолжением, отображением. Интеллект, познание, мышление во всех их ипостасях, объективны - во-первых, главным образом и прежде всего, хотя это далеко не очевидно. Дополнительным образом, данный тезис усиливает то обстоятельство, что список физически возможных, "допустимых" когнитивных операций неявным образом определен физико-математическими закономерностями, справедливыми для сетевых структур, служащих материальной основой для абстрактного мышления.
Философские беседы по поводу материи, осознавшей самою себя, конечно же, хороши и затейливы. Что, впрочем, не отменяет того факта, что феномен самоосознания обусловлен, прежде всего, свойствами той материи, которая взялась, вдруг, за это дело. Иначе говоря, нет никакой пропасти между идеалистическим и материалистическим мировоззрением, баталии по поводу которых имеют место предшествовать весьма дурацкому, но, зато, "чисто мужскому" занятию типа революция. Верно сделанные "идеалистические" умопостроения имеют свойство отыскивать свои аналоги и предтечи в физическом, объективном, "материалистическом" мире на манер математических теорий. Про которые можно сказать, что если такая теория верная, то, уж точно, чего-то да описывает в реальном мире. Хотя на поиски этого "чего-то" может потребоваться времени больше, чем на создание такой теории. Про причины всего этого можно сказать лишь одно - они нам не известны: в полном соответствии с фразеологизмом "не твоего собачьего ума дело".
Дополнительно

  • Дэвид Чалмерс. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории

  • Анастасия Беловодская. Анонимное сетевое творчество как индикатор и средство трансформации коллективного когнитивного пространства

  • Майя Жулінська, Наталія Смоляр ІНТЕРНЕТ-МЕМИ ЯК ОДИНИЦІ ІНФОРМАЦІЇ У КІБЕРПРОСТОРІ




[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. 3geo +оЗадачник:

субъект "умный" очень легко поддаётся "магии толпы"
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
"Точка G" мировой экономики
Шифрование в условиях древности
Tags: ИИ, СИ, ЭИ, социальный интеллект, эмоциональный интеллект
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments