vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Categories:

Динамика потоков в истории (управление потоками)

Оригинал взят у waspono в Динамика потоков в истории

русла, составляющие исторический процесс



каким образом происходило взаимодействие автохтонного и пришлого населения в древней Месопотамии. По данным истории, археологии, этнографии и ДНК-генеалогии можно выделить несколько характерных моделей такого взаимодействия.

    Первую можно условно назвать западно-африканской по региону, где она проявилась в наибольшей мере. В этой модели мигранты численно превосходят аборигенов и находятся на более высоком уровне технологического и социального развития. Местное население вытесняется, истребляется, а те, кто остаются, почти не оставляют следа в языке и культуре. Их генеалогические линии, как правило, пресекаются, и в настоящее время их доля чрезвычайно мала. Так, в Западной Африке потомки выходцев из Сахары, носителей нескольких ветвей субклада E1b-M2 составляют от 90% до 100% среди народов, говорящих на языках нигер-конголезской семьи, а доля носителей аборигенных реликтовых гаплогрупп А00, А0 и А1а среди них столь мала, что их носителей проще найти в выборках афроамериканцев, чем у современных жителей африканских стран.

    Во второй модели, которую можно назвать японской, новое население также находится на более высоком уровне технологического развития, но у них нет столь заметного численного перевеса, и с аборигенами устанавливаются взаимовыгодное сотрудничество. Как следствие, в итоге победу одерживает язык и культура мигрантов, но не за счет вытеснения местного населения, а путем его вхождения в состав нового этноса. В его обычаях, внешнем облике и языке без особого труда можно найти черты, доставшиеся от коренного населения. В частном случае Японского архипелага такой путь взаимодействия подтверждает высокая (до 30%) доля аборигенных линий (прежде всего, гаплогруппы D2) среди современных японцев, причем среди них преобладают линии, что начали расти в эпоху перехода от (формально) мезолитической культуры Дзёмон к культуре железного века Яёи.

    Третья модель – это любимая многими историками концепция доминирующей элиты, которую лучше всего иллюстрирует история Турции. По данным письменных источников и выборок ДНК, прямые потомки тюрок-огузов всегда были в меньшинстве в Малой Азии, но после создания турецких султанатов в Анатолии их язык стал там государственным, а по мере роста территории и исламизации местного населения на него перешли все, кроме сохранивших свою веру понтийских греков, армян и ассирийцев. Однако всеобщая тюркизация обернулась тем, что народ, давший свой язык, фактически утратил собственные обычаи, переняв традиции, доставшиеся от многих цивилизаций, существовавших в Малой Азии в течение тысячелетий.
( Игорь Рожанский. Куда исчезли шумеры?)


Нет, куда исчезли шумеры, из этой статьи не узнать :) Обещано продолжение. Вероятно там ...
   А вот модели взаимодействия двух (и более) волн (антропотоков) сформулированы хорошо.
    Пригодится!
    Вот, например.
    Автор вводит понятие " русел исторического развития ". На мой взгляд, очень - перспективное :


    В физике такой процесс называется диспергированием. Этот термин вполне может быть использован и в исторической науке. Практически диспергирование означает выделение того, что можно назвать руслами исторического процесса.
    Русла могут быть (и являются) совершенно различными, но обязательно - реальными, подтвержденными фактами и документами; русла разумно обоснованы, осмыслены, доступны конкретному исследованию, аналитическому рассмотрению.
[...]
первая задача исторической науки - изучение классов, слоев, групп, сословий, страт применительно к различным эпохам и народам.
[...]
изучение показывает, что история каждого слоя составляет определенное, особое (но отнюдь не обособленное) русло исторического процесса. К примеру: жизнь и деятельность крепостных и государственных крестьян в XVIII в. составляет одно из русел, по которому текли дни и годы для подавляющего большинства населения России. Их производственная деятельность, ментальность, будничная жизнь и праздники -разве это не то существенное, без знания которого прошлое народа в целом будет неполно и неясно?
    В то же время жизнь и деятельность дворянства составляла другое русло. Ясно, что образ жизни, материальные и духовные основы существования у этих классов были совершенно различны. При этом жизнь и деятельность крестьян и дворян соприкасалась и переплеталась. Эти социальные слои соприкасались как помещики и крепостные в повседневной хозяйственной деятельности, как офицеры и солдаты в армии, как чиновники и просители в различных казенных учреждениях. Наконец, они сталкивались в кровавых крестьянских бунтах, когда восставшие холопы беспощадно уничтожали дворянские семьи, а дворяне, разгромив восставших, подвергали уцелевших повстанцев жесточайшим пыткам и казням.
    На этом примере видно, что русла - это компоненты исторического процесса, охватывающие в историческом разрезе определенную часть общества в плане классово-демографическом, а также ту или иную часть общественно- государственной, экономической и духовной жизни и деятельности. Исторический процесс сложен, запутан, противоречив, многообразен, потому, что русел, его составляющих, - великое множество.
    Кроме того, значимость тех или иных русел меняется во времени, выдвигая на авансцену одни и оставляя в тени другие. В 1812 г. в России на первый план вышло единство большинства слоев населения для борьбы с вторжением Наполеона. Классовые и иные противоречия, безусловно, не могли в это время играть более или менее значительную роль. И, напротив, во время революционного подъема, в течение самой революции и гражданской войны обострение классового сознания достигало высочайшего уровня. Ненависть французских городских масс к аристократам в конце XVIII в. не вызывает сомнений, равно как и ярость версальцев против парижских коммунаров в 1871 г. Обостренность классового сознания в России в 1917 - 1920 гг. ознаменовалась невиданным яростным насилием со всех сторон.
    Внутренняя и внешняя государственная политика (а их связь очевидна и бесспорна) составляла заметное, существенное и большей частью лучше отраженное в документах русло. Войны, как продолжение этой политики, порой длились десятилетиями, но, развертываясь за морями и степями, не оказывали существенного влияния на жизнь большинства населения. Поход Александра Македонского всколыхнул огромные территории Передней и Средней Азии, но оставил неизменной жизнь греко-македонской метрополии.
    Порой же войны, независимо от их продолжительности, составляли основное содержание жизни народа - начиная с Пелопонесской и кончая мировыми войнами XX в., или Вьетнамской войной (для вьетнамцев) и потому стали главными историческими руслами.
    Вторжения чуждых племен-завоевателей меняли хозяйственные, общественные, государственные параметры, соотношение слоев и групп. Жизнь в условиях иноземного господства, часто происходившая ассимиляция, формирование новых этносов становились основным руслом.
    Важнейшее русло - это развитие производительных сил. Использование огня, неуклонное совершенствование каменных орудий и последующий переход к металлам, приручение лошади, буйвола, развитие земледелия, последующее промышленное развитие, появление в XIX-XX вв. принципиально новых технологий - все это, являясь самостоятельным руслом истории, в то же время меняло и меняет образ жизни и менталитет человечества в хронологическом и региональном аспектах.
    Много спорного и неясного в соотношении понятий духовная жизнь, менталитет, религия, идеология. Не вдаваясь в рассмотрение этих понятий, отметим лишь, что при всей близости и очевидной взаимосвязи, каждое из них имеет свое проблемное и историческое наполнение. Поэтому они составляют отдельные русла исторического процесса.
[...]
   Итак повторим: русла, составляющие исторический процесс, факторы на него влияющие, многочисленны, многообразны и находят воплощение в разных формах.
    Поэтому терпели неудачу попытки ученых свести к единому знаменателю поступательное движение человечества, дать общее объяснение различным изменениям, происходившим в различных регионах. Так, видя отчетливые признаки рабовладельческого строя на дохристианском Ближнем Востоке, в античной Греции, Римской империи, ученые не смогли показать другие социально-экономические русла, которые существовали параллельно с рабовладением. В частности, недостаточно прояснена роль общины, доказавшей в ряде стран свою устойчивость и долговечность.
[...]
    Итак, исторический процесс состоит из множества русел, неповторимых в региональном и временном своеобразии и меняющемся соотношении.
    Порой на первый план выходит борьба классов или слоев, определяемая их имущественным и социально-политическим неравенством, перерастая в гражданские войны. Можно и нужно добиваться уничтожения социального и национального неравенства, социальной несправедливости. Но это вовсе не означает необходимости единого, общего для всех чертежа. Во всех случаях идеальный чертеж требует привязки к местности. Имущественное неравенство - фактор всеобщий и постоянный. Борьба за его ликвидацию - фактор региональный и временной, то ярко вспыхивающий, то затухающий. Часто первостепенными становятся иноплеменные нашествия, межэтническая борьба, межгосударственные войны. Соперничество династий, религиозные разногласия, властолюбие и амбиции лидеров также многократно приводили к вооруженным столкновениям.
(Ю. А. ПОЛЯКОВ, академик РАН.
КАК ОТРАЗИТЬ МНОГОМЕРНОСТЬ ИСТОРИИ. )


Возвращаясь к началу сегодняшнего поста и, пользуясь введённым Поляковым понятием, можно выделить "русла": этническое, культурное, языковое, генетическое. Взаимовлияющие друг на друга. Сходящие на нет и набирающие силу. Меняющие своё направление и при пересечении друг с другом дающие (иногда весьма причудливую)  "интерференционную"* картину. И т.д.

    Тут, пожалуй, можно задуматься о заимствовании терминологии и подходов из гидродинамики :)

* - примеры "интерференции": сербскоговорящие мусульмане (боснийцы) и православные тюрки (гагаузы), мадьярабы (венгры, но - в Судане :), по-венгерски не говорящие), урумы (греки-туркофоны) и каракачаны (по одной из версий - турки, перешедшие на греческий язык), чернокожие франкоговорящие вудуисты (Гаити) и русские охотники на пушного зверя с Индигирки.




[Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:]_____________________________________________
Что ещё интересного в СО-сообществах 3-го круга:
2 Академия, Марсианский трактор, Мир Полдня, Школа Полдня, ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ. 3geo +оЗадачник:

субъект "умный" очень легко поддаётся "магии толпы"
Экранизация проекта по использованию лунного ракетного топлива для вывода грузов с Земли и Марса
Картинка из будущего трансгуманизма от трансгуманиста
Оптическая иллюзия с восемью тираннозаврами
Основные положения теории четырёхмерного строения атома
"Точка G" мировой экономики
Шифрование в условиях древности
Tags: автор - waspono, динамика потоков в истории, историческая динамика, русла исторического развития, управление потоками
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment