vchernik (vchernik) wrote in 2academy,
vchernik
vchernik
2academy

Categories:

Системные мыслемы (и базовые мыслительные операции - БМО)

Оригинал взят у dborisog в Системные мыслемы
Оригинал взят у ailev в Системные мыслемы

Мыслемы (или "мышлемы"? тренируем ведь не мысли, а мышление. Мне даже прислали вариант "мыслеммы", тоже хорошо -- не сами мысли, а... леммы к ним. Я сам шёл по пути "стратегирование -- стратагемы", "фонетика -- фонемы" и т.д.) -- это то, что должно быть натренировано на многих мелких заданиях. Такая тренировка ак.А.П.Ершовым была названа "сержантским методом".

Вот как описывает такой подход Михаил Долинский (гомельская школа обучения алгоритмике, http://dl.gsu.by/NForum/posts/topicshow/76.dl?postid=59214#59214):
Будучи старшим школьником и студентом я тренировал детские футбольные команды.

И там выделялись отдельные навыки игры в футбол, которые и тренировались по отдельности специальными заданиями/упражнениями, как–то:удар внешней и внутренней стороной стопы, левой и правой ногой, приём мяча, физическая подготовка разных видов и т.д.

Когда нам потребовалось развивать МЫШЛЕНИЕ, мы пошли аналогичным путём – попытались выделить и сформулировать отдельные навыки,

Мы назвали их базовые мыслительные операции.

Мы пытались искать в Интернете, что делали другие в этом направлении, что-то придумывали сами.

И на сегодняшний день наш перечень базовых мыслительных операций включает 21 БМО, классифицированных в 5 групп:

  • Операции над парами: сравнение, упорядочивание, ассоциация

  • Операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание

  • Операции на множестве: классификация, структуризация, обобщение

  • Логические операции: отрицание, дизъюнкция, конъюнкция, эквивалентность, импликация

  • Комплексные операции: анализ, синтез, аналогия, абстракция, воображение, позиционирование, запоминание.

Соответственно мы ставим задания на развитие каждого навыка в отдельности.

На сегодня обучение включает семь уровней сложности таких заданий.
Я б делил мыслемы на два вида:
-- онтологемы (подведение под класс: выделение фигуры на фоне, тренинг интуитивного внимания и вывода этой интуиции в осознание -- называние). Это тренинг моделирования, при этом метамодель предзадана.Нужно уметь "видеть в мире" системы, физические тела, математические точки -- чтобы уже потом использовать на этих объектах всю мощь логем.
-- логемы (логические операции, у М.Долинского это БМО -- базовые мыслительные операции, у него одна предметная область, поэтому онтологемам у него не так много придаётся значения). Рассуждение на разнородных онтологемах (т.е. последовательное проведение над онтологемами базовых мыслительных операций, т.е. операций логического мышления) для нейронной сетки тяжело, нужно как-то натренировать его до интуитивности, бессознательности, ментальной лёгкости. Так что логемы это простейшие трансформации модели, навигация по модели, рассуждения на материале модели. Онтологи могут считать, что логемы -- это про отношения (которые, конечно, тоже объекты, но это тут неважно).

В моём курсе системного мышления предполагается следующий (не думаю, что полный -- но для первого прохода по задачам этого набора будет достаточно) набор системных мыслем (мыслем системного подхода). Я уже приводил их рубрикацию в http://ailev.livejournal.com/1278095.html, но раскрою их тут чуть подробней в части онтологем и типичных ошибок. И это точно не порядок их объяснения! Это классификация, а не учебный поурочный план:

1. Гарантия присутствия системы в физическом мире: воплощение системы и 4D экстенсионализм
-- 4D индивид (тренируется критерий определения: протяжённость в пространстве-времени. Ошибки: описания, 3D представление, системы типа "система Станиславского). Границы системы как состав системы
-- работы (изменения: процессы, проекты, кейсы) как 4D индивид,
-- события как 3D индивид
-- софт как 4D индивид (ошибка: исходный код как система)
-- предпринятие как 4D индивид
-- индивиды как полные темпоральные части
-- методологическое время против реального (в 4D)
-- логема экстенсионализма: совпадение двух объектов в пространстве-времени -- это один объект

2. Деятельностная субъективность в определении системы
-- деятельность (в отличие от действий -- критерии культурной обусловленности, повторяемости, "ролевости")
-- стейкхолдеры (ошибки: исполнители, ответственные, звания, большие организации, пропуск антиклиентов)
-- интересы (и аспекты как группы интересов)
-- система систем (системы с людьми в их составе)
-- зона интересов
-- логема зон интересов клиентской, инженерной, предпринятия
-- успешная система

3. Холон: уровни системы, отношение композиции ("часть-целое"), целокупность и эмерджентность
-- отношение композиции ("часть-целое" в 4D)
-- уровень системы
-- логема эмерджентности для уровней системы (и
-- целевая система
-- использующая система
-- подсистема
-- система в операционном окружении
-- логема холона: связь целевой, использующей, подсистемы, системы в операционном окружении (ошибки: "объективная система", неверность в определении границ системы, "принцип почтальона" по слишком далёкой использующей системе, пропущенная использующая система + лингвистическое использование слова "использует" -- "мужчина использует женщину", игнорирование команды: обеспечивающая система как целевая, подсистема как целевая)
-- логема приёмки

4. Определение и описание (идеальное против материального, междисциплинарность и мегамоделирование)
-- определение (definition)
-- описание системы (description) как рабочий продукт
-- потребности (стейкхолдеров)
-- требования / стратегия
-- контрольная точка
-- архитектура / ограничения
-- архитектурное решение
-- архитектурное требование
-- частное описание (view)
-- метод описания (viewpoint)
-- модель
-- вид модели -- мета-модель
-- мультимодель
-- мегамодель
-- логема проверки (описания и системы, описания и описания)

5. Функциональное/компонентное против конструктивного/модульного, размещения
-- архитектурное описание
-- компонента
-- порт
-- логема целевой системы как компоненты
-- модульная диаграмма (логическая архитектура, принципиальная схема)
-- модуль
-- интерфейс
-- размещение
-- логема совмещения компоненты и модуля
-- логема платформенного стека

6. Жизненный цикл 2.0 (система деятельности с выделенной стадией эксплуатации, состоит из компонент-практик).
-- жизненный цикл 1.0 как работы обеспечивающей системы
-- стадия жизненного цикла как работа
-- логема целевой системы на стадии эксплуатации
-- жизненный цикл проекта
-- практики (деятельности, жизненного цикла)
-- логема декомпозиции практик (метод/методология, подпрактики)
-- дисциплина
-- технология (ошибка: игнорирование их соответствия дисциплине)
-- вид жизненного цикла (ЖЦ 2.0) как деятельность (практики) обеспечивающей системы
-- альфа
-- рабочий продукт
-- логема альфы, состояние которой свидетельствуется рабочим продуктом
-- логема семи основных альф: стейкхолдеры, возможности, воплощение системы, определение системы, работы, команда, технологии
-- состояние альфы
-- контрольный вопрос (к контрольной точке)
-- логема декомпозиции альф

По большому счёту, представлен только мыслительный скелет, на котором не надето никакого "мяса" -- то есть вместо многочисленных фактов из учебника для тренировки выносится только связанная с мышлением часть. Эрудиция не тренируется, тренируется мышление. Факты запоминать не нужно, нужно системно мыслить -- а там уж, перефразирую про "знание немногих принципов заменяет знание многих фактов", "владение немногими мыслительными приёмами заменяет знание многих фактов -- их можно логически вывести".

Обратите внимание: тут нет понятий самого системного мышления -- нам мыслить про это "системное мышление" и "системный подход" на интуитивном уровне не требуется, это не тренируем, а просто объясняем. Вполне достаточно иметь понимание "системного подхода" на сознательном уровне, тренировки в распознавании его использования кем-то обычно не нужно. Нет диаграмм (схематизаций деятельности, онтологических диаграмм), поскольку они для целей создания тренажёров просто другой способ записи наборов мыслем "в сборе" (а нас интересует именно "разбор", переход к элементам этих диаграмм и связей в них). Нет имён стандартов и источников (поскольку тренируем мышление, а не знание стандартов, плюс не волнует знание истории системного подхода -- важно использование его). Нет заявлено никакой специфики примеров (хотя в конкретных заданиях эта специфика вполне может проявиться -- кто-то может тренировать эти понятия на кошечках, а кто-то на примере робототехники).

Кроме того, обратите внимание на отсутствие тут понятий конкретных практик системной инженерии (скажем, инженерии требований с их шаблонами требований или языками требований, или управления конфигурацией, даже V-диаграммы нет) и системного менеджмента: там свои veiwpoints с их онтологемами, свои мыслемы, свои для них тренажёры.

Если кого заинтересовало содержание этих мыслем, то вам сюда:
-- учебник системноинженерного мышления: http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking
-- видео тезауруса понятий системноинженерного мышления: https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ
-- очные курсы системного менеджмента: http://system-school.ru/
Tags: БМО, автор - Левенчук, базовые мыслительные операции, логемы, мыслемы, мышлемы, мышление, набор системных мыслем, онтологемы, системное мышление, тренажёры, тренировка мышления
Subscribe

promo 2academy july 21, 2013 00:06 11
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у vchernik в устройство примитивной группы по Добровичу К сожалению, книги Добровича​* в интернете не нашёл, делаю для поста выжимку, по основанной на ней статье Дроганова " Малые социальные группы". (В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости. Выделено…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments